21 февраля в ходе послания Федеральному собранию президент России Владимир Путин заявил, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ или СНВ-III), который был подписан Россией и США в 2010 году. RTVI разбирался, что именно означают действия Москвы, возможно ли сохранение договоренностей по ядерному оружию и стоит ли бояться дополнительного нагнетания гонки вооружений.

«Нам стратегическое поражение хотят нанести и лезут на наши ядерные объекты. В этой связи вынужден заявить сегодня о том, что Россия приостанавливает свое участие в Договоре о стратегических наступательных вооружениях», — заявил Владимир Путин, подчеркнув, что Москва не выходит из договора, а только приостанавливает свое участие в нем.

Для возобновления диалога по продолжению работы в рамках ДСНВ Россия должна понимать, как учитывать совокупный ядерный потенциал других стран НАТО, обладающих наступательным ядерным оружием (ЯО) — Великобритании и Франции, чьи арсеналы боеголовок не подпадают под действие договора, подчеркнул Путин. Также президент упрекнул США в разработке новых типов ядерных боеприпасов и возможных планах о проведении испытаний ЯО.

В Госдепартаменте США назвали решение России о приостановке участия в ДСНВ «прискорбным» и «безответственным». В то же время госсекретарь Энтони Блинкен указал, что Вашингтон не отказывается от диалога по ядерной безопасности. «Мы по-прежнему готовы говорить с Россией об ограничении стратегических вооружений в любое время, независимо от того, что происходит в мире или в наших [т.е. российско-американских] отношениях », — заявил он.

Договор не предусматривает возможность постановки исполнения обязательств на паузу, но процесс выхода из него прописан в пункте 3 статьи XIV. Из него следует, что каждая из сторон может выйти из ДСНВ, если решит, что исполнение обязательств договора ставит под угрозу «ее высшие интересы». В таком случае необходимо предварительно уведомить партнеров по договору и подробно изложить причину выхода. После отправки соответствующего уведомления соглашение автоматически прекращает свое действие через три месяца.

Что предусматривает ДСНВ

Дмитрий Астахов / ТАСС

ДСНВ был подписан президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге. Договор вступил в силу в феврале 2011 года сроком на 10 лет. В 2021 году Владимир Путин подписал закон о продлении действия соглашения на пять лет.

СНВ-III заменил договор СНВ-I, подписанный еще Михаилом Горбачевым и Джорджем Бушем-старшим за полгода до распада СССР, в июне 1991 года. СНВ-I был ратифицирован только в 1994 году и действовал до 2009 года (также был подписан и СНВ-II, но Россия вышла из него в 2002 году — сразу после выхода США из договора по ПРО).

В соответствии с условиями СНВ-III (ДСНВ), США и Россия должны сократить ядерные арсеналы и средства развертывания боеголовок до следующих чисел:

  • не более 1 500 единиц ядерных боезарядов (не касается боезарядов, находящихся на долговременном хранении);
  • не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ);
  • не более 100 дополнительных неразвернутых (не находящихся в боевой готовности и используемых для обучения или испытаний ракет, не начиненных ядерных боеголовками) пусковых установок дополнительно к 700 развернутым;
  • также договор дает право сторонам проводить инспекции на базах МБР, базах подводных лодок и на авиационных базах, чтобы проводить отслеживание соблюдения договора друг за другом.

В договоре зафиксирован запрет на базирование СНВ за пределами национальной территории, но он допускает проход подводных лодок и полет стратегических самолетов в соответствии с общими нормами международного права (например, подводным лодкам разрешено входить в нейтральные воды). На момент заключения договора у России было 611 развернутых единиц, она могла правомерно нарастить их количество до 700.

Что будет дальше

Вечером 21 февраля, уже после послания Владимира Путина к Федеральному Собранию, МИД России дал более конкретную характеристику того, что понимать под приостановлением участия России в ДСНВ. Прежде всего, Россия продолжит придерживаться количественных ограничений на СНВ «в целях поддержания достаточной степени предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере» вплоть до окончания жизненного цикла договора, то есть до 2026 года. Также Москва не прекратит участвовать в обмене с американской стороной уведомлениями о пусках межконтинентальных баллистических ракет и баллистических ракет подводных лодок.

Другая особенность решения о приостановлении участия в ДСНВ — его обратимость в том случае, если в Вашингтоне проявят политическую волю и предпримут усилия в целях деэскалации и создания условий «для возобновления полноформатного функционирования договора», подчеркнули во внешнеполитическом ведомстве. «До тех пор любые наши шаги навстречу Вашингтону в контексте ДСНВ абсолютно исключены», — отметили в МИД.

Нагнетаемая Вашингтоном конфронтация и его курс на «злонамеренную эскалацию конфликта на Украине» создали для России принципиально иную обстановку в области безопасности, посетовали в МИД России, объясняя решение приостановить участие в соглашении. Таким образом, если США выделяют глобальную ядерную безопасность в качестве отдельной тематики для переговоров с Россией вне зависимости «от того, что происходит в мире», в Москве воспринимают ДСНВ в связке с другими вопросами, касающимися безопасности, в том числе с темой боевых действий на Украине.

Сергей Карпухин / ТАСС

Владимир Путин не раз давал понять, что ядерный фактор напрямую связан с тем, что происходит на фронтах украинской компании, отметил в беседе с RTVI глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. «Выход из договора или его приостановка, намек на то, что могут быть возобновлены ядерные испытания при определенных условиях, призваны продемонстрировать: “Если вы думаете, что мы исключительно блефуем с ядерным фактором, то зря”», — объясняет эксперт.

Заявление Владимира Путина означает не приостановление участия России в ДСНВ, а де-факто его прекращение, полагает Лукьянов. «Мы уже проходили так называемые “приостановки”, это [прекращение] необратимо», — считает эксперт. По его мнению, меняется сама модель договора, и теперь российская сторона заявляет о необходимости учитывать ядерные арсеналы не только США, но также Великобритании и Франции. «Это также значит, что дальше каждый будет собственными силами сам определять, сколько ему чего нужно, потолков больше нет. Это может значить наращивание или сокращение [ядерного] потенциала, но, естественно, скорее наращивание. В общем, это отказ от ограничений и переход к самостоятельной политике», — подытожил он.

«Прекращение действия» ДСНВ означает прежде всего приостановку допуска американских инспекторов до российских баз МБР и баз размещения стратегической авиации и подводных лодок (взаимные инспекции в целях контроля за соблюдением ДСНВ предусмотрены XI статьей договора), сказал RTVI директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин. «Однако при отсутствии инспекций пропадет возможность проведения проверок по соблюдению количественных ограничений», — уточнил он.

Впрочем, ожидать от России наращивания ядерного потенциала в обход ограничений договора пока не стоит, считает Кашин. «Россия будет использовать подвешенный статус договора как средство давления на США, поскольку он более важен для Вашингтона, чем для Москвы. Но в итоге такие попытки давления могут привести к тому, что американцы сами разрушат договор», — подытожил эксперт.

ДСНВ или СНВ-III — это одно из немногих до сих пор действующих соглашений между Россией и США в сфере ограничения наращивания ядерных вооружений. Помимо договоренностей по ограничению стратегических наступательных вооружений, СССР и США смогли заключить два других крупнейших договора: об ограничении систем противоракетной обороны (договор по ПРО) и о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД).

  • Подписанный в 1972 году договор по ПРО запрещал развертывание новых систем стратегической противовоздушной обороны и ограничивал возможность размещения ПРО до двух районов: вокруг столицы и мест базирования ядерного оружия. Такое ограничение было необходимо, чтобы остановить рост угрозы первого удара. Никакая защита ПРО не может остановить все ракеты, поэтому сторона, обладающая большим количеством ПРО обладала стимулом нанести удар первой, чтобы вывести из строя максимальное число ракет противника и повысить свою защищенность. Сторона с менее развитой ПРО, наоборот, чувствовала себя не в безопасности, что тоже повышало риск нанесения первого удара, чтобы повысить свой шанс на выживание в ядерной войне. В связи с развитием ядерных или ракетных технологий у третьих стран (например, появление ЯО у Пакистана и разработка баллистических ракет у Ирака), США посчитали, что договор больше не соответствует интересам безопасности. В 2001 году Вашингтон объявил о выходе из договора.
  • ДРСМД (подписан в 1987 году) обязал СССР и США уничтожить все комплексы баллистических и крылатых ракет наземного базирования средней (1000—5500 км) и меньшей (от 500 до 1000 км) дальности и запретил их использование. Такие ракеты были опасны их точностью за счет появление новых систем наведения ракет на цели. В США начали разрабатывать теории «ограниченной ядерной войны» за счет быстрого высокоточного удара по руководству противника до того, как будет принято решение о нанесении ответного удара. СССР, в свою очередь, при помощи таких ракет мог быстро уничтожить командование и военные объекты НАТО в Европе.

В 2017 году Дональд Трамп заявил о намерении выйти из ДРСМД из-за «несоблюдения его условий российской стороной» и опасений перед Китаем, который не ограничен в создании и размещении таких ракет. В феврале 2019 года США начали процедуру выхода из ДРСМД, а в августе того же года о прекращении действия договора сообщил российский МИД.