Загадочные истории происходят с танкерами в Персидском и Оманском заливах. За последнюю неделю в регионе было совершено несколько нападений на суда, а некоторые танкеры по непонятным причинам сменили статус на «не под командованием». RTVI разбирался, кому выгодны провокации в регионе.

В прошлый четверг в Аравийском море было совершено нападение на танкер Mercer Street, шедший под либерийским флагом. Компания-оператор судна Zodiac Maritime принадлежит израильскому предпринимателю Эялю Оферу. В результате инцидента погибли два члена экипажа — граждане Румынии и Великобритании. США возложили на Иран ответственность за нападение на судно с использованием беспилотника. Представитель Госдепартамента Нед Прайс тогда заявил: «Мы наблюдаем очень тревожную картину воинственности со стороны Ирана, в том числе в морской сфере».

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет также выразил уверенность в том, что именно Ищран несет ответственность за нападение на Mercer Street, и добавил, что израильская разведка имеет доказательства этого.

Вину на Иран возложили и власти Великобритании. Глава МИД Доминик Рааб заявил, что «Иран должен положить конец подобным нападениям, и судам должно быть разрешено свободно перемещаться в соответствии с международным правом».

Тегеран назвал обвинения Вашингтона и Лондона противоречивыми, ложными и провокационными и заявил, что готов оказывать помощь, в том числе в проведении спасательных операций в регионе.

Танкеры «не под командованием»

В этот вторник как минимум четыре судна в Оманском заливе — Golden Brilliant, Queen Ematha, Jag Pooja и Abyss — примерно в одно и то же время сообщили, что находятся «не под командованием», пишет агентство Associated Press. Причины инцидента неизвестны.

В разговоре с RTVI эксперт британской аналитической компании Refinitiv, специалист в области нефтяных рынков Ближнего Востока и судоходства Ранджит Раджа отметил, что экипаж судна может поставить статус «не под командованием» по разным причинам. «Этот статус необязательно означает потерю контроля, даже если судну пришлось выключить двигатели, что привело к потере мощности или рулевого управления, или если по каким-то причинам судно не имеет стопроцентного контроля, или их попросили следовать каким-то инструкциям — тогда статус «Не под командованием» будет служить индикатором для судов поблизости, указывающим на то, что судно не может уплыть или отойти на более дальнее расстояние с точки зрения безопасности навигации».

«Возможный угон»

Утром в среду был освобожден танкер Asphalt Princess, который шел по Оманскому заливу под панамским флагом. О нападении на него стало известно в ночь на вторник. Британские СМИ сообщили, что на судно, которое в тот момент находилось недалеко от берегов ОАЭ, поднялись восемь-девять вооруженных людей. Британская организация по координации морских торговых перевозок (UKMTO), входящая в состав ВМС Великобритании, квалифицировала инцидент как «возможный угон». Министерство иностранных сил Соединенного Королевства заявило, что за нападением стоят военно-морские силы Ирана или военизированные группировки, которые поддерживает Тегеран.

танкер

Танкер Asphalt Princess, архивное фото
Фотография: Hasenpusch / DPA / Picture Alliance / TASS

Британский журнал Lloyd’s List сообщило, что судно направлялось в сторону Ирана. Это подтвердили и данные сервиса по отслеживанию судов Marine Traffic.

Кто стоит за провокациями?

Кому могут быть выгодны инциденты в Персидском и Оманском заливах? Приглашенный эксперт Middle East Institute (Вашингтон) Антон Мардасов в разговоре с RTVI выразил уверенность, что вся эта ситуация на руку Ирану. «Переговоры по ядерному досье буксуют, поэтому в интересах Ирана поднять ставки, как и в период президентства Трампа, когда Тегерану удавалось проводить операции против региональных оппонентов, подрывая их инвестклимат, и добиваться уступок от игроков».

Однако эксперт считает, что и для Израиля, пусть и в меньшей степени, выгодны подобные операции, ему важно иметь подстраховку, учитывая, что в Белом доме сейчас уже сидит менее произраильская администрация, чем это было в эпоху Трампа, а «свободные средства Тегеран пускает не на благополучие своих граждан, а прежде всего на развитие ракетного арсенала и сплочение своей сети прокси-сил».

То же предположение в разговоре с RTVI высказала и эксперт-иранист Полина Василенко. По ее мнению, эти инциденты могут быть организованы Израилем с расчетом на то, что мировое сообщество обвинит в них Иран. И время было выбрано неслучайно: именно сейчас идут переговоры по ядерной сделке. «Израиль всячески подчеркивает свою заинтересованность в том, чтобы продолжилось санкционное давление на Иран и чтобы Соединенные Штаты остались больше на стороне Израиля».

К тому же, как отмечает Василенко, для Исламской республики сейчас не на руку устраивать провокации у берегов Омана, учитывая, что в Тегеран с визитом прибыл глава МИД Омана – одного из немногих государств Персидского залива, с которыми Иран поддерживает хорошие отношения.

Политолог-востоковед Карине Геворгян уверена, что эта ситуация выгодна скорее Великобритании, точнее британским страховым компаниям, которые повысят страховые ставки. Ирану же сейчас нет никакого смысла дестабилизировать ситуацию в регионе.

«Завтра в Иране пройдет инаугурация президента, который рассчитывает добиться успеха в возобновлении соглашения об иранской ядерной программе, переговоры по которому идут в Вене. На этом фоне Ирану устраивать провокации по меньшей мере смешно», — отметила Геворгян в разговоре с RTVI.

Автор: Марика Димитриади