Классный час о том, как проходят гибридные войны, эссе на тему исторической общности России и Крыма, открытый урок о западной пропаганде в СМИ и фейках в интернете, — все это лишь небольшая часть сегодняшней школьной программы по воспитанию патриотизма. О том, как детям прививают любовь к родине и как относятся к этому они сами, их родители и преподаватели — в материале RTVI.
«Дети должны понимать смысл происходящих событий»
Патриотическое воспитание как отдельное направление появилось только в третьем поколении образовательных стандартов ФГОС-2021, на основе которых формируется учебная программа и пишутся учебники.
В приказе Минпросвещения говорится, что выпускник к окончанию школы должен знать не только базовые предметы, но и осознавать свою национальную идентичность, проявлять интерес к познанию родного языка, истории, культуры, уважительно относиться к достижениям своей страны, ее символам, государственным праздникам, историческому и природному наследию.
Духовно-нравственное воспитание и патриотизм в той или иной форме фигурировали в образовательных стандартах и раньше, но теперь Минпросвещения отводит им центральное место наравне с профильными предметами, физкультурой и развитием общего кругозора.
Несмотря на то что процесс обучения любви к родине решили строго не регламентировать, определенные рекомендации «сверху» периодически все же поступают. Так, после начала спецоперации на Украине по инициативе Минпросвещения в российских школах провели Всероссийский онлайн-урок, на котором разъяснялись ее цели. В Калужской области еще в феврале прошли единые уроки с подробным разбором речи президента Владимира Путина о признании независимости ЛНР и ДНР.
«Дети должны понимать смысл происходящих событий, тем более что, с нашей точки зрения, это одно из самых важных событий в истории России», — объяснял тогда это решение глава Калужского министерства образования и науки Александр Аникеев сетевому изданию «Подъем».
В методичках, направленных в школы, предлагалось обсудить с учениками единство народов России и Украины, исторический путь от Киевской Руси до смены власти на Украине в 2014 году и признания ЛНР и ДНР, а также расширение НАТО на восток. При этом рекомендации по проведению таких классных часов были прописаны отдельно для старшеклассников и учеников средней школы (6-8 классы) в зависимости от их способности воспринимать информацию.
«Многие мои коллеги, получившие методички, исхитрились ограничиться разъяснением школьникам нейтральных терминов, не вдаваясь в подробности», — рассказал RTVI педагог, автор учебников и пособий по истории России Леонид Кацва. По его словам, у учителей все еще есть выбор, как и в каком формате преподнести эту информацию — никто из директората или администрации школы не будет дотошно проверять, как прошло занятие по патриотическому воспитанию.
С этим мнением согласен и преподаватель русского языка и права Всеволод Луховицкий из независимого профсоюза «Учитель». «Никто не может диктовать педагогу, как именно проводить классный час, потому что у нас есть конституционное право на свободу педагогического творчества. Это прописано в законе об образовании. Вся проблема заключается в том, как учителя сами воспринимают и толкуют такие спущенные сверху задания. Иногда из-за личного энтузиазма педагогов возникает много проблем у детей и их родителей».
При этом отступать от содержания методички все же нежелательно. Личное мнение учителя, которое отличается от указаний вышестоящих инстанций, не приветствуется, даже если оно высказывается за стенами школы. Об этом говорят многочисленные скандалы, связанные с незаконным увольнением преподавателей по всей стране. Например, учителя географии московской школы № 498 Кямрана Манафлы, который негативно высказался о спецоперации на Украине у себя в инстаграме, уволили по статье о совершении аморального поступка.
В Пензе завели уголовное дело о дискредитации российской армии на преподавательницу школы олимпийского резерва Ирину Ген. Мнение педагога о спецоперации на Украине одна из учениц записала на диктофон и передала запись в правоохранительные органы. Сейчас Ген находится под подпиской о невыезде, по новому законодательству ей может грозить до десяти лет лишения свободы.
Профсоюз «Учитель» фиксирует за последний месяц рекордное количество жалоб и обращений от преподавателей, подвергнувшихся резкой критике на работе за выражение альтернативной точки зрения.
«Воспитать патриота целенаправленно нельзя»
Иван учится в 9-м классе одной из московских школ. Классным руководителем у него работает учительница русского языка и литературы. По его словам, она пытается прививать любовь к Родине с помощью внеклассных занятий – походов в кинотеатр на показ отечественных фильмов про космонавтов, Вторую мировую войну или известных российских и советских спортсменов.
«Каждый раз после просмотра мы должны писать сочинение по фильму. С одной стороны, это, конечно, дополнительная тренировка перед экзаменами, с другой стороны, оставить отрицательную рецензию нельзя — не патриотично. Как-то еще по началу мы пытались высказывать свою реальную точку зрения, но потом просто поняли, что лучше написать то, что учительница хочет услышать, чтобы получить нормальную оценку. За плохие отзывы она оценки снижала», — рассказал Иван.
Одиннадцатиклассник Никита заметил, что в тренировочных материалах к ЕГЭ по русскому языку за последние два-три года стало значительно больше текстов и тем, посвященных войне, подвигам российских солдат, спортсменов, ученых. «Раньше всех раздражало, когда надо было писать эссе про природу. Теперь повсюду — Россия, долг, любовь к родине, война. Мы даже порой перед уроком надеемся, что какая-то другая тема попадется, потому что устаешь об одном и том же писать, разнообразия не хватает», — говорит Никита.
Луховицкий сомневается в том, что вышеописанным способом можно привить любовь к России и ее культуре.
«Для меня странна идея, что какими-то уроками или какими-то занятиями можно привить ребенку любовь к родине. Сразу возникает вопрос — а что такое быть патриотом? И тут ответы могут сильно расходиться. Поэтому говорить о результатах какого бы то ни было воспитания, в том числе и патриотического, всерьез невозможно. Воспитать патриота целенаправленно нельзя. Мы сможем оценить результат только спустя десятилетия. После того как ребенок вырастет, окончит университет, пойдет работать. Воспитать человека — это не наука, это искусство, это творчество с неизвестным результатом», — полагает учитель.
«Главной работой учителя все равно остается преподавание»
Учитель истории московской школы для одаренных детей «Интеллектуал» Александр Кондрашов считает, что нагрузка по воспитанию патриотизма в детях на практике распределяется на преподавателей неодинаково. В основном, обязанности по проведению классных часов ложатся на учителей истории, обществознания, литературы и русского языка. Хотя в последнее время эта тенденция стала меняться – тематические уроки вынуждены проводить и преподаватели иностранных языков.
«Главной работой учителя все равно остается преподавание, которое осуществляется по предметам. То, что разные государственные структуры требуют от школ дополнительных действий, занятий, это параллельная история, — рассказал RTVI Кондрашов. — Часто слышу, что патриотическое воспитание работает обратным образом. Это уже не практика педагогики, это — практика политтехнологии. Государство хочет показать гражданам что-то, а школа становится инструментом».
Сейчас в России запущен федеральный проект «Патриотическое воспитание». Он стал логическим продолжением похожих программ, которые реализовывались еще с начала 2010-х годов. До 2024 года власти надеются, что смогут охватить патриотическим воспитанием 24% граждан. Под эти нужды из федерального бюджета выделили 13,6 млрд рублей.
У москвички Ирины Нестеровой сын учится в седьмом классе. Она считает, что патриотическое воспитание в школе должно быть, так как это помогает детям лучше ориентироваться в текущей мировой ситуации и правильно расставлять приоритеты, а в противном случае эти заботы легли бы на плечи родителей. «В нашей школе патриотическое воспитание есть только в кадетском классе — там вот детьми действительно занимаются, показывают разные образовательные фильмы с последующим обсуждением. Учителя готовы отвечать на вопросы о политике, дискутировать», — пояснила Нестерова. И все же, по ее мнению, патриотизм только разговорами воспитать в ребенке нельзя, это более комплексная работа, к которой должны быть подключены и родители, и педагоги.
Дарья Баева