В Ереване сторонники оппозиции провели ночь в палатках у здания парламента и прошли по центру города. Президент Армен Саргсян пытается разрешить конфликт с помощью диалога. Он встретился с лидерами оппозиции и с главой Генштаба. Ситуация в стране обострилась после того, как военные потребовали отставки Никола Пашиняна. Поводом стало увольнение первого замглавы Генштаба Тирана Хачатряна. Он раскритиковал высказывания премьера о российских «Искандерах». Подробности — в материале корреспондента RTVI в Армении Артура Хачатряна.
Заявление Генерального штаба Вооруженных сил Армении всколыхнуло и без того неспокойную политическую жизнь в стране. Военные не только потребовали отставки правительства и лично премьера, но и заявили, что Никол Пашинян не способен принимать адекватные решения. Почти сразу после заявления армии к своим сторонникам обратился сам премьер и сообщил, что Генштаб пытается с помощью военного переворота сместить власть народа. Пашинян призвал своих сторонников собраться на площади Республики.
То, что происходило потом, напоминало события 2018 года, но с иным накалом и социальной напряженностью. Пашинян яро доказывал, что именно народ должен решить судьбу властей. Собравшиеся на площади были согласны с премьером.
Никол Пашинян, премьер Армении: «Мы не будем цепляться за кресла. Если народ потребует моего расстрела, то меня нужно расстрелять или повесить, хорошо. Но это должно быть мнение народа, а не нескольких отдельных групп».
Вешать Пашиняна никто на площади не собирался. А потому, заявил премьер, народ никогда не позволит совершить военный переворот. Он полагает, что многие генералы и офицеры подписали заявления по приказу своих непосредственных руководителей.
Никол Пашинян, премьер Армении: «Приказываю всем военным заниматься своим делом и защищать границы Армении. В рядах Вооруженных сил Армении есть сторонники бывших властей, которые должны уйти из армии. Армия должна подчиняться народу и правительству, которого избрал народ, и не должна принимать участие в политических процессах».
Тем не менее в одностороннем порядке отправить в отставку главу Генштаба у Пашиняна не получится. Соответствующий приказ он издал, но распоряжение должен подписать президент. Армен Саргсян не спешит это делать. Пока Пашинян выступал перед своими сторонниками, в 10 минутах ходьбы параллельную акцию протеста проводила оппозиция.
У сторонних наблюдателей появилось опасение, что митингующие могут встретиться. Серьезных столкновений удалось избежать, но время от времени небольшие группы сходились врукопашную.
После нескольких речей лидеры движения повели тысячи людей к зданию парламента, разбили палатки, поставили дровяные печи и решили там же заночевать.
Артур Ванецян, лидер партии «Родина»: «У нас в республике происходит то, что называется спасение нашей родины».
Артур Ванецян — один из лидеров уличных акций. После революции он был главной СНБ и в команде Пашиняна. Теперь — его ярый критик. Заявление военных он считает закономерным.
Артур Ванецян, лидер партии «Родина»: «Армия и силовые структуры всегда выше власти. Власть — это политическая сила, которая, получив власть, начинает работать. А армия и ВС призваны защищать интересы государства. Сегодня наше государство находится под прямой угрозой, и они встали на его защиту».
Если оппозиция видит в генералах защитников национальных интересов, то руководство страны полагает, что армия на такой шаг пошла с подачи предыдущих властей. Несмотря на то что бархатной революции уже три года, вопрос «прошлых» остается одной из главных тем политического дискурса в стране. Участники акций оппозиции полагают, что Пашинян постепенно лишается своего главного козыря — народной поддержки.
Вазген Сагателян, участник акции протеста оппозиции: «Людей, которые поддерживают Пашиняна искренне, их мизерное количество. Если человек вышел туда из-за того, что он может лишиться работы, он не станет за это драться. Может быть, какие-то стычки будут, такие локальные».
Тем не менее угроза гражданской войны — это то, о чем тихо и с огромным опасением в Армении говорят многие. Тяжелые итоги конфликта в Карабахе привели с жесткой поляризации общества, когда неосторожно сказанное слово может поссорить даже родственников. Ситуацию пытается разрядить президент Армен Саргсян.
Политический кризис в Армении достиг своего апогея. Здесь еще в памяти людей события 1 марта 2008 года, когда в результате уличных акций погибли 10 человек. Чтобы не допустить этого, Армен Саргсян начал проводить консультации со всеми участниками противостояния. Но как решить проблему, когда ни одна из сторон не хочет идти на серьезные уступки, пока непонятно.