В преддверии 9 мая в ряде СМИ появились сообщения, что премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов раскритиковал георгиевские ленточки и распорядился раздавать вместо них «ленты славы» в цветах флага страны. Позже власти уточнили, что не стоит противопоставлять эти два символа: о запрете георгиевской ленточки речи не идет. Тем не менее о борьбе с популярным в России символом в стране пишут уже несколько лет. Подробнее об этом — в материале RTVI.
Сама идея раздавать ко Дню Победы ленточки с черными и желтыми полосами появилась в 2005 году. Сначала акция проходила только в России, но позже распространилась и на другие страны: например, на Туркмению, Киргизию, Казахстан, Молдову, Украину и Беларусь. Некоторые из этих стран начали продвигать свой аналог георгиевской ленты или (гласно и негласно) запрещать ее.
Так произошло и в Узбекистане. Официально символ не запрещают, но из республики регулярно поступают сообщения, что его использование ограничивают. В 2015 году Общественный совет при Министерстве обороны предложил властям страны заменить георгиевскую ленту на флаг. «Вешают георгиевские ленточки на антенны своих машин. Откуда она пришла? Какое отношение к нам имеет? Почему бы нам не использовать наш флаг вместо нее», — говорил председатель Общественного совета Икболжон Мирзаалиев. Примерно тогда же в фейсбуке появилась группа «Мы против георгиевской ленты в Узбекистане».
На следующий год житель Ташкента обратился в радио «Озодлик» (отделение Радио Свобода в Узбекистане) и рассказал, что милиция приказала ему снять георгиевскую ленточку с машины. По его словам, останавливали всех водителей, у которых в салоне был символ. Милиционеры говорили, что георгиевская лента — «угроза дорожной безопасности». Похожая жалоба поступила и от мужчины, который привязал ленту к мотороллеру. На вопрос о причинах полицейские без подробных разъяснений ответили ему: «Не положено».
Незадолго до Дня Победы в 2016 году съемочная группа национальной телерадиокомпании Узбекистана приехала освещать концерт в ташкентском пансионате. Живущим в нем ветеранам сказали снять георгиевские ленточки. Оператор аргументировал это тем, что «здесь не Россия», и подчеркнул, что если ветераны не согласятся, программа не выйдет в эфир.
Сторонники запрета символа считают, что он связан с «российским империализмом», и выступают за создание альтернативы. Например, узбекский политолог Анвар Назиров еще в 2014 году называл георгиевскую ленточку «взращиванием со стороны кремля в Узбекистане пророссийской пятой колонны». Политолог выступал в поддержку флага в качестве символа памяти. «Нам не нужен знак других», — писал Назиров в 2016 году в фейсбуке.
Тогда же группа во главе с Назировым и историком Шухратом Барлосом подали обращение в Министерство внутренних дел Узбекистана и мэрию Ташкента. Они попросили власти запретить как раздавать георгиевские ленточки, так и носить их. Барлос в беседе с «Озодлик» напоминал, что эти же цвета использовались в орденах святого Георгия, которые носили русские генералы, когда колонизировали земли современного Узбекистана. По его мнению, те, кто носит георгиевские ленты, оскорбляют «дух прадедов», которые погибли в борьбе с «русскими захватчиками».
В 2018 году узбекские активисты потребовали отправить в отставку министра по информационным технологиям Азиза Ахмеджаджаева, который высказался в поддержку георгиевской ленты. В одном из споров в фейсбуке он настаивал, что символ ассоциируется с победой во Второй мировой войне. Ахмеджджаев также призывал людей не тратить время на обсуждение этой темы, а заниматься «полезными делами».
Массовая кампания против георгиевской ленточки на постсоветском пространстве началась в 2015 году, через год после присоединения Россией Крыма (которое на Западе называют аннексией). Ношение георгиевской ленточки официально или негласно ограничили Грузия и Киргизия. Власти Казахстана и Беларуси придумали свои символы победы — ими стали ленты в цветах флагов. А Украина в 2017 году ввела штраф за ношение георгиевской ленточки. В качестве символа окончания Второй мировой в стране используют цветок красного мака.