Власти Беларуси продолжают бороться с оппозиционными претендентами на пост президента страны. 18 июня КГБ задержало Виктора Бабарико — одного из главных оппонентов Александра Лукашенко. Днем ранее, по словам правозащитников, новое уголовное дело завели на другого лидера оппозиции — Сергея Тихановского, который уже сидит в СИЗО. В поддержку задержанных оппозиционеров начались пикеты «Цепь солидарности». Власти в этих акциях видят «иностранный след» — России и Запада. А Лукашенко заявляет, что в республике «сорвали план „майдана“». О возродившейся политической жизни в Беларуси — в материале Михаила Шептуна.
Живая «Цепь солидарности» растянулась в Минске на несколько километров. Поддержать задержанного Виктора Бабарико пришли и его сторонники, и соперники по президентской гонке. Минчане выражали солидарность и с другими задержанными активистами, в частности — с блогером Сергеем Тихановским. Милиция перекрывала улицы, останавливала сигналящих автомобилистов, но массовых задержаний не было.
Степан Путило, блогер: «Сегодня на улицы вышел ОМОН. Правда, пока (на момент записи) обошлось без задержаний. И тем не менее ОМОН немного вытеснил людей, немного, так скажем, их объединил, потому что если они стояли цепью, то сейчас они находятся все в одном месте. Но пока обходится без провокаций. Лукашенко заявил: „Не вынуждайте нас предпринимать какие-то действия“. Ему эта картинка будет не выгодна».
У оппонентов действующего президента не только общие цели — разрушить страну, но и общие сторонники, считает Александр Лукашенко. Даже подписи за разных кандидатов ставили одни и те же люди.
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «Мы видим этих людей и видим их технологии. К примеру, карусели, которые были созданы при сборе подписей, когда люди ходили по очереди, растянувшись на километр и подписывали за всех кандидатов, кроме Лукашенко. Нам все-таки удалось сделать некоторые шаги на опережение и сорвать масштабный план дестабилизации Беларуси (это не шутка и не запугивание) и привести страну к некоему „майдану“. Такая была цель».
Похоже, что президент прямо намекает на задержанного Виктора Бабарико. В четверг утром бывший банкир и претендент на президентское кресло вместе с сыном поехал сдавать подписи в свою поддержку. Но вскоре Бабарико перестал выходить на связь. Адвокаты узнали о его задержании из СМИ. В здание Комитета госконтроля, куда привезли Бабарико, их не пустили.
Дмитрий Лаевский, адвокат Виктора Бабарико: «Недопуск нас в здание государственного органа является нарушением прав!»
В это время в доме Бабарико прошли обыски. О том, что бывший глава Белгазпромбанка официально задержан, сообщили ближе к вечеру.
Иван Тертель, председатель Комитета Госконтроля Беларуси: «Бабарико задержан в связи с тем, что являлся непосредственным организатором, руководителем противоправной деятельности, пытался воздействовать на показания свидетелей, скрыть следы совершенных преступлений и буквально на днях снять крупную сумму денег с подконтрольных ему счетов».
В ЕС призвали немедленно освободить Бабарико, его сына и всех задержанных активистов. А депутаты Европарламента пригрозили властям Беларуси санкциями: «Репрессии, запугивание и аресты — это не способ проведения выборов или объединения страны, а всего лишь циничный шаг, призванный удержать власть любой ценой. Александр Лукашенко должен понимать, что ЕС не потерпит таких действий и что они должны и будут иметь последствия».
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «Маски сорваны не только с определенных кукол, которые у нас здесь были, но и кукловодов, которые сидят за пределами Беларуси».
Александр Лукашенко прямо не назвал, откуда тянутся руки кукловодов: с Запада или с Востока. Силовики в заявлениях оказались более конкретны.
Иван Тертель, председатель Комитета Госконтроля Беларуси: «Кукловоды, стоящие за его деятельностью, опасаются, что наши действия приведут к получению данных и подтверждению их причастности к данной противоправной деятельности. Такими лицами являются большие начальники в „Газпроме“, а может быть и выше».
На такие громкие разоблачения белорусских силовиков Кремль отреагировал сдержанно. Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил, что у Москвы нет кандидатов на выборах в Беларуси и подчеркнул, что госкомпании в России всегда будут под защитой государства.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России: «Здесь, безусловно, должна последовать какая-то аргументация. То есть подобные обвинения в адрес таких уважаемых международных компаний не могут быть голословными. Они должны подкрепляться какими-то аргументами».
Виталий Рымашевский, политик, координатор кампании «Право Выбора»: «То, что сейчас его обвиняют в связях с Россией, что якобы он тут готовил переворот, что за ним стоит Кремль, — это просто последняя попытка белорусских властей сыграть на информационном поле, чтобы убедить людей — хотя бы часть электората — уже проевропейски настроенных в том, что Бабарико поддерживать нельзя».
Заявление главы Комитета госконтроля прозвучало накануне визита в Минск главы российского МИД Сергея Лаврова. Перед встречей Александр Лукашенко поговорил с Владимиром Путиным по телефону. Говорили о Параде Победы и экономике, тему российского влияния на выборы не затрагивали.
Александр Лукашенко, президент Беларуси: «Многие тут думают, что у нас чего-то искрит. Ничего у нас не искрит. Проблемы есть всегда».
Олег Гайдукевич, председатель Либерально-демократической партии: «Я убежден, что после этих переговоров разговоры о том, что Москва влияет на эти выборы, уйдут. Потому что, во-первых, есть заявления МИД России о том, что любые задержания в Беларуси — это внутреннее дело Беларуси. Во-вторых, мы сегодня подписали договор о взаимном признании виз. На мой взгляд, это исторический документ, который давно надо было подписать. Видите, как мы за один день продвинулись? Посмотрите кто критикует белорусские выборы. Россия их не критикует. Их критикуют страны Запада. Не дождавшись результата, пошли оценки».
Правозащитники признали Виктора и Эдуарда Бабарико и задержанных членов инициативной группы политзаключенными. Штаб Бабарико хочет инициировать референдум по возвращению к Конституции 1994 года — до эпохи Лукашенко. Для этого нужно собрать 450 тысяч подписей.