Депутат Госдумы от партии «Справедливая Россия — За правду» Дмитрий Кузнецов завершает подготовку обновленной версии законопроекта, позволяющего принудительно лицензировать зарубежный контент из «недружественных стран» по решению суда. Это позволит кинотеатрам и стриминговым сервисам легально показывать иностранные новинки без согласия правообладателя. Ожидается, что законопроект поступит на рассмотрение Госдумы в конце февраля — начале марта. RTVI выяснил, как к инициативе относятся другие депутаты, чиновники и представители индустрии.
Вторая попытка
Предыдущая попытка депутата Кузнецова создать инструмент для принудительного лицензирования зарубежного кино в России не увенчалась успехом. Инициатива не смогла дойти даже до первого чтения в Госдуме. Правда, произошло это из-за технической ошибки — депутат не успел заручиться отзывом от правительства, таким образом нарушив процедуру внесения законопроектов в парламент.
Однако даже этой неудачной попытки хватило, чтобы запустить масштабную дискуссию на тему необходимости принудительного лицензирования в креативной сфере. С августа в ней приняли участие не только законотворцы, но и представители Минюста, Минэка и Минкульта, а также сами кинопрокатчики. Хотя к единому мнению не удалось прийти до сих пор, депутат Дмитрий Кузнецов полагает, что именно его новая инициатива позволит примирить все стороны и создать такой инструмент, который будет устраивать всех участников рынка.
Лицензирование по решению суда
Доработанный по результатам обсуждения законопроект справороса еще не внесен в Госдуму. Вероятно, к рассмотрению инициативы депутаты обстоятельно вернуться к концу февраля или в начале марта — сейчас в документ вносятся финальные правки. По словам Кузнецова, главным его нововведением станет появление ограниченного перечня объектов, годящихся для принудительного лицензирования, и ограниченного перечня видов использования такого контента.
«В предыдущей версии заключение о том, какой контент лицензировать, а какой нет, должны были выдавать уполномоченные органы власти. Поэтому для законопроекта требовался отзыв от правительства. В новой редакции конструкция упрощена. Получение принудительной лицензии не потребует участия федеральных органов власти, поэтому не потребуется и отзыв от правительства», — пояснил Кузнецов RTVI.
В новом варианте законопроекта принудительная лицензия будет вводиться в конкретных случаях и только по решению суда. Для этого суд должен будет установить злоупотребление правом со стороны конкретного недружественного правообладателя.
Депутат Кузнецов отметил, что механизм будет одинаковым и для обычных кинотеатров, и для онлайн-платформ. «Это всего лишь разные способы использования объекта авторских прав», — подчеркнул политик.
В правительстве опасаются нарушений авторских прав
В Совете Федерации стараются не отставать от дискуссий, охвативших нижнюю палату парламента. Комитет по экономической политике в конце 2022 года направил запрос в Минэкономразвития с просьбой обсудить законопроект о принудительном лицензировании. Однако в министерстве выступили категорически против такой инициативы, сославшись на то, что такие меры приведут к нарушению международных соглашений, участником которых Россия пока является.
В октябре таким же по содержанию ответом отреагировали на предложение и в Минкульте. Там посчитали, что инициатива сенаторов о принудительном лицензировании требует существенной доработки, в связи с тем, что текст законопроекта «создает правовую неопределенность».
Параллельно с этим, в Совфеде разработали еще один законопроект, который предусматривает введение моратория на административное наказание в отношении кинотеатров за показ кино без прокатного удостоверения. Сейчас документ находится на рассмотрении в правительстве. Предполагается, что такая норма может заработать уже в 2023 году в отношении фильмов из «недружественных стран». Это позволит поддержать российских кинопрокатчиков без дополнительных мер поддержки из бюджета.
Депутат Дмитрий Кузнецов считает, что договориться с министерствами получится, так как они выступают против конкретных механизмов такого лицензирования, против отдельных инициатив. «В этом они совершенно правы — ряд предложений по сути отменял действие авторского права. Это не соответствует международным конвенциям. Более того, это противоречит Конституции: никто не может быть лишен права кроме как по решению суда», — добавил он. Именно появление судебной системы в этом уравнении позволит, по мнению законодателя, «цивилизованно решать вопросы».
Борьба с серым рынком и пиратами
В конце января к дискуссии подключился заместитель председателя Совбеза Дмитрий Медведев. Он призвал законодателей разработать правила для использования зарубежной интеллектуальной собственности — без лицензий и уплаты авторского вознаграждения правообладателям. «Это будут наши ответные санкции на их имущественные права. На все: от кинофильмов до промышленного софта», — написал он в своем телеграм-канале.
По мнению вице-спикера Госдумы от партии «Новые люди», курирующего вопросы культуры, Владислава Даванкова, принудительное лицензирование может стать отличной заменой пиратству.
После ухода крупнейших западных кинокомпаний из России (Warner Bros., Disney, Sony, Paramount и Universal Pictures) российская киноотрасль столкнулась с резким падением совокупных сборов на 42% за год. При этом многие кинотеатры стали идти на уловки и показывать пиратские копии голливудских фильмов.
«Принудительное лицензирование — логичная мера по параллельному импорту кино. Это точно лучше, чем пиратство и нелегальный кинопрокат, — пояснил RTVI Даванков. — Сейчас по факту можно показывать все, что угодно, если это получено пиратским путем. При этом есть много новых законов по регулированию контента, но государство не может контролировать их исполнение».
Отсутствие регулирования в этой области заставляет кинотеатры переходить в нелегальное поле, считает депутат. «Показывать зрителям все равно что-то надо. Какие-то кинотеатры продают билеты на „Аватара“ под видом российских короткометражек: пять минут кино по билету, а потом пиратский „Аватар“. Всем станет проще, если государство очертит правила игры», — подчеркнул Даванков.
Участники рынка против
Изначально «принудительную лицензию», то есть прокат иностранных фильмов без разрешения правообладателя, хотели разрешить только офлайн-кинотеатрам. В Минюсте посчитали, что практику справедливо будет расширить и на российские стриминговые сервисы. В январе 2023 года крупные платформы, такие как «Амедиатека» и «Кинопоиск», были вынуждены убрать из своего каталога все части «Гарри Поттера» и «Фантастических тварей» по требованию правообладателей.
Алексей Бырдин, глава Ассоциации «Интернет-видео» заявил RTVI, что не понимает, зачем принимать законопроект тогда, когда сама индустрия не просит этого. «Кого мы спасаем этим нормативным актом — кинотеатры, которые не просили об этом? Этот закон, не будучи основой выживания отрасли, создает риски как для российского контента за рубежом, так и для российских сервисов внутри страны. Это подрыв фундаментальных международных соглашений, которые защищают контент и его легальных распространителей по обе стороны», — уверен Бырдин.
Эксперт считает, что страхи о том, что в России больше не будет зарубежных новинок, ничем не обоснованы. «Не надо думать, что без принудительной лицензии в России нет и больше не будет западного кино. В начале года, вполне легально и официально пришел новый фильм Гая Риччи „Операция «Фортуна»“, а на Amediateka доступны новые релизы HBO», — добавил глава Ассоциации «Интернет-видео».
То, что некоторым зарубежным новинкам удается просачиться на российский рынок прежними путями, подтвердили RTVI и в «Кинопоиске». В компании тоже не поддерживают инициативу, полагая, что она может сломать легальный рынок.