На Болотной набережной в Москве открывается «ГЭС-2»: масштабная культурная институция, взявшая за основу концепцию Дома культуры, в которой представление искусства должно быть совмещено с его созданием. 1 декабря новое арт-пространство, расположившееся в бывшей электростанции на Болотной набережной, посетил президент России Владимир Путин. В субботу, 4 декабря, «ГЭС-2» откроется для всех желающих.
Экскурсию по новому пространству для президента провели мэр Москвы Сергей Собянин и Леонид Михельсон — глава компании «Новатэк» и президент фонда V-A-C, учредителя «ГЭС-2». Они, сообщает ТАСС, рассказали Путину о долгих поисках пространства для нового учреждения. В конечном итоге здание бывшей городской электростанции подошло для него идеально. Президент, сообщает агентство, опробовал акустику нового помещения, тронув клавиши рояля, установленного в основном помещении нового столичного арт-центра. RTVI рассказывает, что важно знать о «ГЭС-2».
Что такое «ГЭС-2»
Пространство для встреч и общения, кинотеатр и концертный зал, библиотека, магазины, ресторан и кафе, детская площадка, мастерские, студии и резиденции художников, выставочные залы, аудитории для публичных мероприятий и двухуровневая парковка с зарядными станциями для электромобилей — так описывает внутреннее содержание сайт проекта.
В основном здании «ГЭС-2» шесть этажей: четыре надземных и два подземных, причем один — минус первый — будет отдан под сменные выставки. На первом этаже по центру находится проспект «ГЭС-2», по которому могут свободно перемещаться посетители, рассказывают авторы проекта. Проспект обрамлен пространствами для художественных и просветительских программ, а к основной магистрали пристыкованы кафе, магазин и актовый зал на 420 человек. В нем установлено оборудование, позволяющее трансформировать сцену в театральный или киноконцертный зал. В нем будут проводиться показы кинотеатра «ГЭС-кино».
«ГЭС-2» станет не просто новым арт-кластером в центре Москвы, а едва ли не первой с советских времен попыткой создания негосударственной институции в области современного искусства. В самом широком понимании этого слова: под современным искусством здесь понимают не только проекты художников последних десятилетий, но и любую творческую активность — от выставок и перформансов до практик, предусматривающих участие зрителя (причем не только в качестве воспринимающего, но и непосредственно вовлеченного в процесс). Авторы проекта не зря в свое время отказались именоваться музеем современного искусства и назвались Домом культуры.
Формальной основой для концепции нового пространства, говорят его кураторы, стала концепция «народных домов» унаследованная затем советскими ДК. Существенное отличие «ГЭС-2» от культучреждений времен СССР — в подходе: если система домов культуры (и их нынешних модернизированных наследников) главным образом была настроена на обеспечение самых базовых потребностей граждан в области прекрасного, то «ГЭС-2» ставит планку выше: кажется, у проекта есть амбиции познакомить с современным искусством людей всех возрастов, вкусов и уровня образования. К тому же, система ДК занималась и занимается по сей день досугом, главным образом, в регионах и, в частности, на селе. «ГЭС-2» же явно претендует на лавры одной из столичных точек притяжения — если не главного центра современного искусства, то по крайней мере одной из центральных его «подстанций».
Что здесь будет
«ГЭС-2» уже знает, что будет делать ближайшие несколько лет. Кураторы дома культуры подготовили несколько многолетних программ, каждая из которых состоит из нескольких сезонов. Первая получила название «Святые варвары, или Оба хуже». «В центре программы — российская культура последних десятилетий и все, что на нее повлияло, — рассказала главный куратор фонда «V-A-C» Катерина Чучалина, — Название отсылает к двум самым расхожим стереотипам о России: она, с одной стороны, якобы высокодуховная, избранная и самобытная, а с другой — якобы варварская, не вполне цивилизованная, отсталая. Нам интересны клише, предрассудки, стереотипы, штампы. Среди участников — художники не только из России, но и из других стран».
Основным проектом первого сезона станет «Санта-Барбара. Как не поддаться колонизации?» уроженца Исландии, художника Рагнара Кьяртанссона. Этот, казавшийся бесконечным одноименный американский сериал сопровождал россиян в 1990-е; события, которые, по сюжету, происходили в Калифорнии, причудливым образом синхронизировались с крушением старого уклада жизни и складывания нового — уже в российской действительности. Кьяртанссон намерен за полгода переснять с участием россиян первые 100 серий «Санты-Барбары».
Еще одной важной частью первого сезона станет «Я моторы-гондолы разбираю на части. Карнавал в четырех действиях». В названии использованы строчки из песни «Карнавала.нет» группы «Мумий Тролль». Программа посвящена феномену карнавала и карнавальности; ее частями, по словам кураторов, станут выставка, уличная перформанс-процессия, программа стендапов и рейвов.
Следующий сезон, стартующий в мае 2022 года, называется «Правда: зачем реализм?». В него войдут 50 проектов, посвященных понятиям правды, истины, догмы, мистификациям, фальсификациям и фейкам. Третий сезон — «Мать. Почему Родина — мать?» — исследует трансформации представлений о женщине, гендере и семье за последние 30 лет. Название четвертого сезона «Космос наш» говорит само за себя, а последний из запланированных сезонов — «Еле слышно» — посвящен вещам, которые остаются «за скобками, теряются, будучи слишком личными, непервостепенными, негромкими», пояснили кураторы.
Вход в «ГЭС-2» для посетителей будет бесплатным; билеты нужно будет покупать только на конкретные мероприятия.
Где это
Расположится новое культурное пространство на Болотной набережной в помещении бывшей электроподстанции «ГЭС-2», обеспечивавшей электричеством московские трамваи. Она была построена в 1907 году архитектором Василием Башкировым. Одним из инженеров на этом строительстве был великий Владимир Шухов. Именно он сконструировал стеклянную крышу, позволившую обеспечить естественным светом почти все помещения здания. Станция работала до 2006 года, входя в группу подстанций станций «Мосэнерго». «Это старое промышленное здание долгое время стояло заброшенным, и стремительно ветшало», — рассказывал про него главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
В 2015 году здание было выкуплено фондом «V-A-C», начавшим превращать его в современный арт-центр. Генеральным проектировщиком архитектурного проекта стал всемирно известный Ренцо Пьяно — автор концепции здания музея Помпиду в Париже. Бережную реставрацию и реконструкцию здания похвалил мэр Москвы Сергей Собянин. «Спасибо за те решения, которые были вами придуманы во время реставрации и реконструкции этого пространства. Вы вдохнули и современное видение, и приспособление уникального сооружения и сохранили все ценные исторические элементы. Более того, восстановили значительную часть уже утерянных культурных объектов, которые здесь были», — цитирует московского градоначальника сайт столичного правительства.
По всей видимости, глава города имеет в виду не только само здание, но и сводчатые постройки бывших водочных цехов алкомагната Петра Смирнова (1831-1898). Здесь появится Центр художественного производства «Своды», в котором расположатся мастерские для профессионалов (столярная, слесарная, текстильная и керамическая), а также фотолаборатория, студии шелкографии, 3D-печати, звуко- и видеозаписи.
Появление «ГЭС-2» ведет к преображению окружающей городской среды, в которой он соседствует с «Красным октябрем», Болотной площадью и Третьяковской галереей. Специально для ГЭС-2 городские власти реконструировали фрагмент набережной и благоустроили Патриарший мост — точнее, его отрезок, перекинутый через Водоотводный канал.
Рядом с основным зданием «ГЭС-2» высадили целую березовую рощу из 600 деревьев; для этого уровень земли пришлось немного приподнять. А за несколько месяцев до открытия случился первый формальный выход в свет: в Москву прибыла скульптура «Большая Глина № 4» Урса Фишера, ранее выставлявшаяся в Нью-Йорке и во Флоренции. Ее установили на набережной перед зданием «ГЭС-2». Появление скульптуры Фишера было воспринято неоднозначно и вызвало резонансные обсуждения на самых разных уровнях.
Кто это сделал
Дом культуры «ГЭС-2» — главный на сегодняшний день проект фонда V-A-C, который также известен под названием «Виктория — искусство быть современным». Его основали в 2009 году предприниматель, председатель совета директоров российской нефтегазовой компании «Новатэк» Леонид Михельсон и уроженка Италии, искусствовед Тереза Иароччи Мавика (в 1989 году она выиграла грант на обучение в Институте им. Плеханова и переехала в Москву, с тех пор живет в России).
V-A-C ставит себе задачу интеграции России в мировой художественный процесс. Мавике приходилось непосредственно заниматься этой задачей: в 2019 году она была комиссаром Российского павильона на Венецианской биеннале (V-A-C в рамках этого арт-смотра организовал выставку «Time, Forward!»). До открытия «ГЭС-2» фонд запомнился проектами «Президиум ложных калькуляций» в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей в 2012 году, «Педагогическая поэма» в Историко-мемориальном музее «Пресня» годом позже, «Зелень внешняя» в павильоне «Зерно» на ВДНХ в 2014-м и др. Кроме того, у V-A-C есть издательская и исследовательская программы.
Главным попечителем V-A-C выступает Леонид Михельсон — по данным на 2021 год, он занимает пятую строчку российского списка Forbes с состоянием в $24 млрд. Миллиардер принимает непосредственное участие в деятельности фонда. Кроме того, он участвует в деятельности попечительского совета НИУ ВШЭ. «Культура — это средство прямой коммуникации всех со всеми, в самых разнообразных формах. И Дом культуры „ГЭС-2“ есть не что иное, как открытое для всех пространство культурных коммуникаций», — сказал Михельсон на открытии «ГЭС-2» 1 декабря.
Сколько стоит проект
Точная сумма вложений в «ГЭС-2» неизвестна. За выкуп здания компания «Новатэк» заплатила 1.7 млрд руб. Реконструкция здания, утверждает российский Forbes со ссылкой на британскую The Art Newspaper, обошлась в €150 млн. Работы по перекладке коммуникаций, благоустройству моста и территорий вокруг ДК взял на себя город — Имущественный комплекс Москвы, по словам его руководителя Владимира Ефимова, выделил на эти цели 10 млрд руб.