С начала пандемии цены на социально значимые продукты в России выросли на 15%. А в некоторых регионах, например, куриные яйца подорожали в полтора раза. Это происходит на фоне падающих доходов россиян. По данным Росстата, каждый третий в стране живет на 600 рублей в сутки (примерно $8). Причинами называют как ситуацию на мировых рынках продовольствия, так и внутренние проблемы. Правительство с подачи Владимира Путина уже начало борьбу с высокими ценами. Подробности — в материале корреспондента RTVI Михаила Шептуна.
С яйцами теперь нужно экономнее — это один из самых быстро дорожающих продуктов в России. За год цена на них выросла на треть, а в некоторых регионах даже наполовину. Это данные Росстата. Взяв их за основу, аналитики из компании FinExpertiza подсчитали, что только за последний месяц рост цен в стране на социально значимые продукты — те самые из продуктовой корзины россиян — обогнал инфляцию в три раза.
В антилидерах: Воронежская, Липецкая, Рязанская, Пензенская области и Северная Осетия — регионы небогатые. И в этом тенденция: чем беднее область, тем активнее растут цены. Получается «ловушка бедности».
Агван Микаелян, член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza: «Там, где более низкие цены, — обычно это там, где маленькие доходы населения. Наценка, маржа торговцев, реально меньше. А это, в свою очередь, при изменении цен часто заваливает продажную цену ниже себестоимости. Поэтому, если в регионах, где маржа достаточно высокая, они могут частично компенсировать рост цен, рост себестоимости продукции, потерей собственной маржи, то там, где более низкая маржа, в тех регионах они эту компенсацию сделать не могут».
В компании FinExpertiza считают, что себестоимость продуктов во многом растет из-за пшеницы, зерна. Россия его закупает в других странах, цены за рубежом на него растут и тянут за собой стоимость, например, мяса кур и яиц. Подорожание продуктов — общемировой тренд во время пандемии. Для развивающихся стран, к которым относят Россию, ситуация не уникальна, но требует особого подхода.
Олег Буклемишев, экономист: «Я бы предложил, что я всегда предлагаю, но почему-то эту тему никто не хочет обсуждать — отмену антисанкций, отмену продовольственного эмбарго, что сразу бы увеличило предложение продукции и сразу бы, на мой взгляд, сказалось на ценах того, что мы видим на полках магазинов. И, кроме того, нужно поддерживать самые бедные и обездоленные слои населения, которые сегодня страдают от инфляции больше всего».
Олег Буклемишев предлагает: раздайте бедным продуктовые наборы. Это уменьшит спрос на социальные продукты и тем самым снизит цены. Все это — рыночные рычаги регулирования. К этому призывал Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию. Хотя еще в феврале говорил с министром экономического развития о почти ручной установке цен.
Максим Решетников, министр экономического развития: «Те цены индикативные, которые обозначили, в целом выполняются. Налоговая служба это контролирует, Росстат подтверждает. У нас цены на сахар снизились от пиков середины декабря».
За цены на сахар правительство взялось в конце 2020 года. Тогда между Минпромторгом, Минсельхозом, производителями и торговыми сетями подписали соглашения, по которым сахар не может стоить дороже 36 рублей в опте и 46 рублей в рознице ($0,5). В конце мая срок этих соглашений истечет, цены разморозят. Но с 15 мая обнулят импортные пошлины. Кроме того, сахарозаводы поддержат дотациями. Еще один продукт, который что ни кризис, так взлетает в цене, — это гречка. И вот опять поставщики предупреждают о росте стоимости крупы.
Олег Буклемишев, экономист: «Это высококалорийная продукция, которая замещает, возможно, другие товары, которые попали под ценовое регулирование, и люди боятся, что из их рациона изымут еще и гречку. Я думаю, это тоже связано с ажиотажем и недоверием к политике, которая проводится в ценовой сфере. Потому что несмотря на все заявления, что мы все будем регулировать рыночными методами, все меньше рынка становится у нас в стране и все меньше рыночного ценообразования. Либо монополии, либо прямой контроль над ценами. И в правительстве действительно сейчас рассматриваются самые разные меры: контроль цен стройматериалов».
Станет ли лучше? Судя по мировым цифрам, вряд ли. Индекс Bloomberg Agriculture, в который входят цены на основные продовольственные товары, за последний год вырос почти на 70%. Из-за этого инфляция может вырасти еще больше. Особенно в странах, где и так дела не очень — прямо как с бедными российскими регионами. В марте сразу пять центробанков повысили процентные ставки: в Украине, Грузии, Бразилии, Турции и России. А тут еще и дипломатические войны толкают курс рубля вниз.
Агван Микаелян, член совета директоров аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza: «Неурожай просто привел к тому, что доля импорта резко выросла, а сама картошка импортная подорожала за пределами России, да еще и рубль девальвировался. Поэтому на картофеле, как на капле воды, отразились все тенденции. Мне кажется, что по таким важным, чувствительным товарам, которые мы производим, а еще и экспортируем, нам надо иметь внутри страны рыночный механизм. Грубо говоря, биржу. Как государство регулирует валютный рынок? Просто делает валютные интервенции: скупает или продает. Ровно таким же образом можно было бы рыночным способом, а не административным, устанавливая какие-то запреты, предельные цены или что-то еще, регулировать».
Подорожания картофеля россияне почти не заметили: у многих есть дачи и свой урожай. Между тем, цены на него выросли почти на 60% за год, а где-то даже в два раза. А вот увеличение стоимости других продуктов: например, подсолнечного масла, муки, мяса и рыбы — более ощутимы для населения.
Константин Калачев, политтехнолог: «Очевидно совершенно, что рост протестных настроений в этом случае неизбежен. Но протестные настроения не всегда переходят в протестные действия. А из протестных действий самым безопасным, с точки зрения граждан, которые напуганы сообщениями о том, что происходит с участниками протестных митингов, является протестное голосование. Что же касается митингов каких-либо, массовых выступлений типа „марша пустых кастрюль“, я бы их, честно говоря, не ожидал. Потому что для этого должны быть условия, организаторы, лидеры — те люди, которые могут дать этому социальному недовольству политические лозунги, политические требования».
Накануне Минсельхоз отчитался: посевная кампания в стране проходит штатно. Цены производителей на хлеб, муку, сахар, масло и мясо птицы в ведомстве назвали стабильными. Если что, их мониторят.