Власти Великобритании заявили, что лишают гражданства Шамиму Бегум — жительницу Лондона, которая в 2015 году уехала с подругами в Сирию, чтобы вступить в террористическую группировку ИГИЛ, а в 2019 году родила там ребенка и попросилась обратно в Соединенное Королевство.
Бегум, которой в 2015 году было 15 лет, с двумя одноклассницами вылетела из лондонского аэропорта Гатвик в Турцию, а оттуда на автобусе отправилась к сирийской границе. В Сирии они собирались встретиться с Шарминой Бегум (однофамилица Шамимы Бегум), которая уехала еще в 2014 году. Позже она рассказала, что идеями ИГИЛ она прониклась после просмотра пропагандистских видео в интернете.
После того как Бегум и ее подруги Амира Абазе и Кадиза Султана уехали в Сирию об их жизни там ничего не было неизвестно. В феврале 2019 года беременную Бегум нашел в сирийском лагере беженцев репортер британской Times. 18 февраля стало известно, что она родила (еще двое ее детей умерли в младенчестве). Жива ли Абазе неизвестно, Султана погибла в 2016 году.
По словам Бегум, после приезда в Сирию каждая из подруг вышла замуж за боевика ИГИЛ. Со своим мужем, принявшим ислам голландцем Яго Риедейком, Бегум жила в Ракке. Свою жизнь в ИГИЛ она описывает как «в основном нормальную». Бегум несколько раз становилась свидетельницей расправ над «врагами ислама», но воспринимала их как нечто само собой разумеющееся. Видео с расправами над журналистами и западными гражданами Бегум в разговоре с Times также оправдывала. Журналисты, по ее словам, — это «угроза безопасности халифата».
Бегум рассказала, что вместе с мужем переехала из Ракки в другой сирийский город Багхуз, который оставался одной из последних территорий под контролем ИГИЛ. Когда в феврале на него начали наступать курды при поддержке западных сил, она бежала оттуда. По ее словам, она испугалась за жизнь своего ребенка, который должен был вот-вот родиться. Подруги Бегум решили остаться в Багхузе.
Затем Бегум оказалась в лагере беженцев на севере Сирии в городе Аль-Хуль. Ее муж до этого сдался бойцам «Демократических сил Сирии» — альянса оппозиционных сил. В разговоре с Times британка заявила, что знает, какое отношение к ней сейчас на родине, но все равно хочет вернуться, что «спокойно растить ребенка».
В интервью Sky News Бегум сказала, что люди должны проявить к ней сочувствие за все то, что она пережила за четыре года. «Я не знала, во что ввязываюсь, когда уезжала [в Сирию]», — пояснила она. Бегум еще раз повторила, что не имела ничего против казней, потому что «ислам это разрешает». Она утверждает, что все четыре года была «обычной домохозяйкой», не делала ничего «опасного» и не призывала вступать в ИГИЛ.
В интервью Бегум во многом противоречила сама себе. Сначала она просила о сострадании, но тут же говорила, что не жалеет о своей поездке в Сирию, а затем просила прощения за то, что уехала.
Просьба Бегум дать ей вернуться на родину, видимо, не произвела впечатления на британские власти. Спустя неделю после материала Times Хоум-офис уведомил ее семью о решении лишить Бегум британского подданства. Ей предложили получить гражданство Бангладеш, откуда родом ее родители. Британка, которая до сих пор остается с ребенком в лагере беженцев, сказала, когда узнала о позиции Форин-офиса, что не «шокирована» этим, но читать официальное письмо было «душераздирающе». «Я слышала, что людей отправляют обратно в Великобританию и не понимаю, чем отличается мой случай», — сказала она.
Теперь Бегум хочет попробовать получить гражданство Нидерландов, откуда родом ее муж. Юрисконсульт семьи Бегум назвал решение Форин-офиса чрезмерным. Он отметил, что Великобритания разрешила вернуться на родину нескольким сотням боевиков ИГИЛ, которые непосредственно участвовали в военных действиях. С критикой позиции британских властей также выступили либерал-демократы и шотландские националисты. Они требуют разрешить Бегум вернуться на родину и провести полноценное расследование.