Еврейское государство столкнулось с масштабной волной иммиграции — сюда едут граждане России и Беларуси с еврейскими корнями, а также беженцы с Украины. В фейсбуке* уже шесть лет работает группа «Новенькие, вам рады», помогающая в адаптации вновь прибывшим. RTVI попросил администратора группы Марину рассказать о том, с какими проблемами сталкиваются новые репатрианты и беженцы, каковы особенности иммиграции в Израиль для жителей постсоветского пространства и как изменился состав приезжающих за время боевых действий на Украине.
Предыстория
Наша группа появилась в 2015 году — ее создали Ирина Марковна Вайзерберг и Ольга Бакушинская. На самом деле к тому моменту существовало множество репатриантских групп, однако у «Новеньких» была своя специфика.
Чтобы ее обозначить, нужно дать некую панораму того, чем была репатриация в Израиль и какие у нее были волны. В 70-е люди переезжали сюда из СССР с одним чемоданом, разрывая все связи и с трудом прорываясь за границу — до отъезда судьба этих людей складывалась максимально жестко. В 90-е переезжали уже из вполне свободной, но совершенно нищей страны, и тоже оставляли в стране исхода практически все — это была очень большая волна, и приехавшие сталкивались с огромным количеством сложностей. Им, конечно, начинали помогать местные. Кто-то бережно и нежно, стараясь уберечь новеньких от тех проблем, которые пережили сами, кто-то искренне пытаясь помочь, но делая это очень неловко из-за прошлого тяжелого травмирующего опыта. А кто-то просто откровенно выражал неудовольствие по поводу их приезда и устраивал своего рода «дедовщину».
В 2015-м Ирина Вайзерберг придумала приглашать в группу «старичков», чтобы те помогали новеньким адаптироваться. Идея группы состояла в максимальной комфортности для таких репатриантов — там запрещалось повышать голос и предписывалось максимально бережно относиться к их чувствам.
Я бы выделила четыре основные проблемы, которые интересуют наших участников. Первое — это консульская проверка в стране исхода: какие документы нужно готовить, как записываться и как проходить. Вторая — это медицинское обслуживание: выбор больничной кассы и все, связанное с этим. Дальше, вероятно, по частоте обращений идет жилье и учеба — я бы сказала, что эти две проблемы, которые срослись в одну.
СПРАВКА. Консульская проверка — процедура представления в израильское консульское учреждение документов, указывающих на еврейское происхождение. Израиль предоставляет гражданство детям и внукам евреев, а также членам их семей — такие люди имеют право на получение израильских транзитных документов, а затем и паспорта гражданина Израиля. Кроме того, на них распространяются льготы — пособие на первые полгода, больничная касса (то есть медицинская страховка), а также налоговые каникулы на 10 лет. Все документы подвергаются тщательной проверке, однако ключевым в вопросе репатриации является собеседование с консулом, который не только задает вопросы о представленных документах, но и проверяет, действительно ли потенциальный репатриант собирается перенести «центр своих интересов» в Израиль. Сканированные копии документов необходимо отправить в посольство при записи онлайн, подлинники — принести на собеседование. На данный момент в консульстве в Москве идет запись на 2023 год.
Репатрианты и беженцы-2022
Конечно, нам приходится заниматься помощью беженцам. При этом у нас в контрольных вопросах при вступлении в группу нет пункта «Беженец вы или нет?», да и люди, как правило, не представляются таким образом. Мы даем информацию, которая релевантна и для обычных репатриантов, и конкретно для беженцев — правда, Израиль, увы, не самая удобная для них страна. Если у приезжающих есть еврейские корни — они для государства не беженцы, а репатрианты, и в их случае включается тот же документооборот, что и с репатриантом из любой другой страны.
Если еврейских корней нет, и они приехали как туристы… в общем, это совсем другая история. На них три раза посмотрят и проверят на границе — пускать или нет. Раньше граждане Украины и граждане Израиля могли ездить друг к другу без виз, однако сейчас Израиль понял, что не справляется с валом приезжающих, и ввел так называемую визовую анкету, которую надо заполнять перед приездом. Происходит это потому, что Израиль — страна маленькая, и лихорадочно думает, сколько беженцев сможет переварить. Но в обществе это вызывает жуткий фейспалм — потому что евреи хорошо знают, что такое бежать от войны.
В целом, нельзя сказать, что Израиль не помогает беженцам: их, например, селят в отелях. Но при этом, например, могут потребовать залог. Или заставить принимающую их сторону заполнить специальную анкету. Правила все время меняются. При этом россиян пускают без залога — многие израильтяне считают это не очень справедливым.
Правда, у репатриантов из России есть другая беда — ограничение на сумму, с которой они могут прибыть в $10 тысяч. Этого в Израиле хватит не очень надолго — страна дорогая.
Где жить
Снять жилье на данный момент в Израиле не так-то просто — по крайней мере, сложнее, чем в Москве. В первый месяц приходится вносить четырехкратную плату: одна идет риэлтору, вторая за первый месяц хозяину и еще две месячных платы замораживаются на счету в качестве залога — пользоваться ими нельзя, хозяин может их забрать, если решит, что жилец нанес серьезный вред его жилищу. Кстати, стандартный квартирный договор включает в себя побелку жильцом при выезде.
При этом жилье в Израиле дорогое. Например, неплохая квартира в приемлемом, но не центральном районе Тель-Авива стоит в среднем 6 тысяч шекелей в месяц (191 000 рублей по курсу на 23 марта — RTVI). С более дешевым жилым фондом уже сложнее. При этом цена сильно зависит от географического положения населенного пункта — можно выбрать город подешевле, но тогда придется довольствоваться инфраструктурой того места, где поселишься.
Например, есть совершенно новый город Хариш, где вполне приличное жилье можно купить или снять не очень дорого. Но вот с коммуникациями там беда — без машины (а они в Израиле стоят дорого) оттуда банально невозможно выбраться. А есть недорогой город Сдерот, который, в отличие от Хариша, еще и небезопасен — подлетное время для ракеты из Газы составляет примерно 15 секунд (их, как правило, сбивает система ПВО «Железный купол», но все равно воздушная тревога — вещь неприятная). Есть недорогие районы на севере страны, за Хайфой, где прекрасная природа — но и там есть свои сложности, в первую очередь с инфраструктурой.
Где учиться
Жилье в Израиле часто снимают «под школу». Дело в том, что в начальную школу ребенок должен ходить строго по месту жительства: вам дадут на выбор два-три варианта. Среднюю школу ребенок с родителями могут выбрать и в другом городе, но тогда нужно разрешение от городского отдела министерства образования (на каждого ребенка выделяются деньги, и если вы учитесь в другом регионе, деньги за его обучение государство должно направить туда). В старшую можно ходить куда угодно.
Русскоязычных школ в Израиле нет, зато есть несколько школ, нацеленных на языковую интеграцию русскоязычных детей в ивритоязычную среду. В Тель-Авиве могу отрекламировать «Школу Шимона Переса» — мы ради нее переехали из Нетании.
Есть система пансионов — там дети живут при школе, и раз в две недели навещают родителей. Дети бывают разные — домашним мальчикам и девочкам, привязанным к папе с мамой, это не подойдет, а вот если «предки достали» и хочется поучиться самостоятельной жизни — это отличный вариант.
Для соблюдающих евреев есть система религиозных школ. Но туда, как правило, не берут «негалахических» евреев (тех, чьи предки по восходящей материнской линии не были еврейками — именно так определяет достоверное «еврейство» свод иудейских законов «Галаха» — RTVI). В Израиле для школьников обязательна форма — только она, как правило, включает в себя худи с эмблемой школы и такую же футболку.
Ребенок, имеющей право на репатриацию, но не являющийся галахическим евреем, может не бояться травли или сегрегации — лично я не знаю случаев, когда вопросы процента еврейской крови становился бы поводом для серьезных происшествий, связанных с буллингом.
Где работать
Наблюдая за потоком желающих вступить в группу с началом боевых действий в Украине, вижу много гуманитариев — не очень понимаю, чем они здесь будут заниматься, и заранее им немного сочувствую. Приехало много врачей, а также психологов и психотерапевтов.
Вообще, большой плюс для переезжающих состоит в том, что российские дипломы в Израиле признаются — правда, с некоторыми специальностями приходится проходить дополнительное обучение, чтобы их подтвердить. Это, в первую очередь, касается почти всех врачей: им приходится долго доказывать, что они имеют право работать или практиковать. Также это касается педагогов по некоторым специальностям, что вполне логично, а также еще нескольких специальностей, для которых важно знание языка, местной специфики и законов.
Беседовал Андрей Лисицын
*соцсеть запрещена в России; она принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской