Наступление зимы меняет условия военных действий на Украине: колесный боевой транспорт сможет перемещаться с большей маневренностью, однако повысится нагрузка на логистику из-за потребностей в усиленном снабжении экипировкой и провиантом. Большое значение будет иметь и качественное обмундирование, которое поможет военным перенести холода. RTVI собрал мнения экспертов о том, как изменится характер действий армий России и Украины и кому из них удастся извлечь из этого большую выгоду.
По данным сервиса wisemeteo, средняя температура в Харьковской области зимой 2022/3 годов составит -1°C, в Херсонской — +3°C, в Донецкой — -2°C. Аналитики констатируют, что зима повлияет на боевые действия следующим образом:
- военные подвержены большей угрозе из-за риска обморожения
- почва замерзает, что повышает маневренность военной техники, особенно колесной, которая ранее сталкивалась с проблемами с передвижением по грязью осенью
- солдатам требуется больше припасов и одежды, а значит увеличивается нагрузка на логистику
- как солдатам, так и мирному населению требуется больше энергоресурсов для обогрева — эта проблема стоит острее для Украины, чья энергосистема испытывает трудности, в том числе из-за российских ракетных ударов
Исходя из комментариев экспертов, можно сделать несколько выводов. Первый — несмотря на замедление военных действий, количество жертв с приходом зимы не уменьшится, а, возможно, наоборот — увеличится. Второй — основную военную роль в зимней фазе противостояния будут играть беспилотники и артиллерия, на них военные будут полагаться в позиционной борьбе. Третий — возрастет важность логистики и доступность экипировки для обеих сторон. Впрочем, мнения о том, кто лучше подготовлен к зимней кампании, у экспертов разошлись.
В Кремле заявляют, что готовы к переговорам с Украиной, но они пока невозможны из-за позиции Киева. Киев же, воодушевленный возвращением части Херсонской и Николаевской областей планирует новые контратаки: на Кинбурнской косе (последняя часть Николаевской области под контролем России), в Запорожье и в Луганской области. При этом заявления России на Украине воспринимают, как попытку затянуть время для подготовки новых ударов, и ставят свои условия — неприемлемые для России. “Мы не можем ничего замораживать. Мы не холодильная камера. Мы должны освобождать наши территории, независимо от погоды, независимо от времени года», — заявил в эфире телемарафона секретарь СНБО Украины Алексей Данилов.
В телеграм-каналах военкоров муссируется тема возможного нападения ВСУ на Белгородскую и Курскую области. Бизнесмен и глава ЧВК “Вагнера” Евгений Пригожин серьезно задумался об обороне — на границе Белгородской и Луганской областей возводят фортификационные сооружения и роют рвы.
На Западе нет единого мнения, как наступление зимы повлияет на ход боевых действий. Председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли допустил замедление военных действий зимой, добавив, что это может открыть окно для переговоров Киева с Москвой. Министр обороны Великобритании Бен Уоллес, наоборот, сказал, что Украине стоит сохранить высокий темп военных операций в течение зимы. «У них [украинцев] есть 300 тысяч единиц снаряжения, которые они получили от международного сообщества для ведения войны в условиях низких температур», — отметил он.
Эксперт Центра военно-политической журналистики Борис Рожин (Colonelcassad)
ВС РФ копят силы на зимнюю кампанию, и это вполне сознательный выбор, сделанный еще в октябре. ВСУ пытались, в свою очередь, развить достигнутые успехи, что привело к частичному израсходованию резервов, ввиду чего операции на Сватовском и Краснолиманском направлениях уже давно вошли в фазу насыщения, и издержки не окупаются достигнутыми результатами, которые по факту отсутствуют (Сватово ВСУ планировали взять еще 17 октября).
Зимой боевые действия интенсифицируются, причем наступать будут пытаться обе стороны. Под эти задачи сейчас наращивают возможности не только ВС РФ, но и ВСУ. Так что данная формальная «оперативная пауза» долго не продлится…
<…> Основную ставку противник будет делать на наступление на Запорожском направлении на Пологи и Токмак, а активность на Днепре будет носить вспомогательный характер. Локальные цели противника на данный момент — высадить десант на Кинбурнскую косу и закрепиться там, а также расширить активность ДРГ на левом берегу Днепра. Плюс интенсифицировать удары по складам боеприпасов и ГСМ российской группировки на Левобережье.
Военкор «Известий» Валентин Трушнин
С тревогой жду наступления зимы. Не представляю современные методы ведения боевых действий, фронтовой быт и логистику в ситуации, когда вся листва в посадках окончательно облетит, а все поля покроются снегом <…> …Огромное количество высокоточного оружия, беспилотников, арты (которая благодаря коптерам теперь тоже стала высокоточным оружием) и голые заснеженные поля и посадки — обе стороны испытают на себе впервые.
Когда танк выйдет на огневые рубежи, отстреляется и поедет отстаиваться, оставляя за собой черную колею. Когда все тропинки, по которым ходят на позиции бойцы будут отчетливо видны. Когда все блиндажи в посадках будут как на ладони, а вычислить из нескольких штук обитаемый можно будет по дыму печки-буржуйки. То же касается и позиций в каком-нибудь полуразрушенном селе…
Военный обозреватель газеты «Завтра» Владислав Шурыгин
С учетом очередной волны мобилизации к январю численность ВСУ, нацвардии и сил территориальной обороны может достигнуть одного миллиона человек, из которых до 600 тысяч составят боевые части — более 450 пехотных и территориальных батальонов и до 60 отдельных батальонов — разведывательных, десантных, морской пехоты и специального назначения. На вооружении ВСУ находится до 800 танков (в три раза меньше, чем в начале компании), до 1000 различных артиллерийских систем и минометов (в два с половиной раза меньше, чем в начале компании). Сила по численности внушительная, но явно проседающая по тяжелому вооружению и артиллерии.
Безусловно, ВСУ в таком составе способны эффективно обороняться, но наступать уже могут только, создавая на ключевых направлениях большое численное преимущество за счет переброски сил с других участков фронта, иногда их почти оголяя, как, например, в истории с потерей Песок, откуда украинским командованием была снята почти вся артиллерия для поддержки августовского наступления под Херсоном, что было вскрыто российской разведкой, и мощный укрепрайон был взят нами за считанные дни. Сегодня, чтобы сохранять инициативу и продолжать наступать украинское командование активно маневрирует, постоянно создавая на разных участках ударные группировки и, при отсутствии успеха, тут же перебрасывает их на другие направления, используя сохраняющиеся проблемы наших войск в боевом управлении, которое кадровая чехарда и отрицательный отбор привели к серьезному кризису, чему доказательство двукратная, а в некоторых местах и трехкратная смена командующих округов и направлений и неоднократное переформирование штабов. С приходом на должность главкома группировки генерала Сергея Суровикина ситуация начала радикально меняться, но до конца этот кризис не разрешен.
Военный эксперт издания «Военное обозрение» Александр Ставер
ВСУ не могут обеспечить солдат зимним обмундированием. Увы, но то, что написано выше, факт. Украина действительно не обеспечена зимником на всех военнослужащих. Не надо злорадствовать по поводу дебилизма интендантов ВСУ. Нет там никакого дебилизма, и проблему они прекрасно понимают. Я не зря в своих материалах указывал ноябрь — начало декабря как окончание активной фазы боевых действий. Я учитывал и этот фактор.
Просто ВСУ изначально не планировало резкое увеличение численности личного состава в связи с мобилизацией. Представьте себе, что ВС Украины насчитывали примерно 250 тысяч человек (цифра условная). На такое количество и были заготовлены комплекты обмундирования. Плюс 25 процентов на «ефрейторский зазор». И вдруг армия увеличилась в разы.
Военный эксперт, полковник запаса ВСУ, Петр Черник
Если зима будет морозной, что маловероятно для юга, то тяжелая техника сможет двигаться, потому что почва подмерзнет. Напомню, танк — это 39-43 тонны, тяжелая артиллерийская установка 2С19 — в пределах 42 тонн, а БМП и БТР — 10 -12 тонн. Тогда логика боевых действий не изменится.
Если же зима будет теплой с большим количеством осадков, и почва станет мокрой, тогда все перейдет в фазу усиленной артиллерии, потому что в эту минуту ***** (военный конфликт) — на 95% артиллерийская. Но я не разделяю точки зрения, что будет затишье на фронте. Тяжелые артиллерийские многоразовые залпы — это тоже ***** (военный конфликт). Она главная. Относительно качества мы давно их (врагов. — Авт.) опередили, но, к сожалению, по количеству у них есть преимущество.
Глава Украинского центра безопасности и сотрудничества Сергей Кузан:
Если мы говорим о зиме, в частности, если она малоснежная, но морозная, то можно применять всю бронетехнику. Она имеет определенные особенности в смазочных маслах, присадках, то есть нужно специальное обслуживание этой техники в морозы. Но к этому всему наша армия готова. У украинских военных с 2014 года есть опыт боевых действий в зимних условиях. При этом русская армия такого опыта не имеет. Поэтому зимой мы будем чувствовать себя гораздо увереннее, чем они на своих позициях.
Военный аналитик, эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований (RUSI) Майкл Кларк
Сейчас внимание приковано к северо-востоку, потому что территория от Сватово до Крыма <…> очень важна для российской логистики и переправки грузов. <…> Погодные условия меняются, и уже в ближайшее время температуры опустятся ниже нуля, а земля замерзнет. <…> Если температура опустится ниже 20 градусов [на некоторых участках боевых действий], то это станет очень большой проблемой для солдат в окопах, поставит их на грань выживания. Я думаю, что [низкие температуры] играют на руку украинцам, так как они лучше экипированы и у них лучше развита логистика <…>. Так называемая «траншейная стопа» [разновидность обморожения] станет особенной проблемой. Зимняя фаза военных действий начинается, и мы посмотрим, как каждая из сторон пройдет это испытание.
Военный эксперт, бывший офицер британской армии Фрэнк Ледвидж
Наступление зимы означает замедление военных операций. Украинский стиль войны, основанный на скорости и внезапности, утратит свой былой темп. И прежде всего солдаты, как и все остальные, должны держать себя в тепле. «Генерал Зима» наступает: российские войска под новым руководством попытаются заморозить позиции и удержать их. Украинцы, хотя и удивляли нас раньше, вероятно, не смогут провести такие лихие операции, которые мы видели в течение последних восьми месяцев.
Американский Институт Изучения Войны (Institute for the Study of War — ISW)
Прекращение или длительное замедление боевых действий в ближайшие несколько месяцев маловероятно. Россияне решили не пытаться установить и укрепить оборонительные позиции по всей линии, а возобновляют наступательные операции в Донецкой области. Украинцы почти наверняка продолжат свои уже начатые контрнаступательные операции. <…> Они вряд ли прекратят боевые действия, когда зима заморозит землю и сделает ее еще более благоприятной для крупномасштабных маневренных механизированных боевых действий. Боевые действия, скорее всего, будут усиливаться, а не ослабевать по мере снижения температуры.
По оценкам ISW, боевые действия на Украине не прекратятся и не зайдут в тупик из-за зимней погоды, несмотря на ошибочные предположения, которые высказываются на Западе. Зимняя погода может нанести несоразмерный ущерб плохо оснащенным российским силам* на Украине, но хорошо обеспеченные украинские силы вряд ли остановят свои контрнаступления из-за наступления зимы и, возможно, смогут воспользоваться замерзшей местностью для более легкого передвижения. Если боевые действия и прекратятся этой зимой, то это будет связано с проблемами логистики и кульминацией нескольких кампаний с обеих сторон.
* Минобороны России заявляет, что «перед убытием в зону проведения специальной военной операции подразделения полностью укомплектовываются современной экипировкой, необходимым медицинским и вещевым имуществом, средствами защиты и связи, а также необходимым вооружением».
Эксперт Королевского института объединенных оборонных исследований (RUSI) Джек Уотлинг
Зима, скорее всего, будет благоприятствовать украинским военным. Вокруг вопроса о танках и грязи [замедляющей продвижение военного транспорта] развернулось много дискуссий <…>, но по большому счету это [зима] не имеет значения. Реальное влияние наступление зимы окажет на пехоту, а во вторую очередь — на логистику, а влияние на логистику оказывает второстепенное влияние на военную технику.
Для начала пехота. Зимой у военных меньше возможностей для укрытия, поскольку листва опадает с деревьев [что делает военных более различимыми]. Следовательно, военные должны оставаться на «низком» уровне, «прижиматься» к земле. А это означает, что вы с большей степенью промокнете, а значит замерзнете. Нахождение в таких условиях долгое время может быть несовместимо с жизнью. Поддерживать жизнеспособность, учится согреваться в такой среде требует большой личной дисциплины.
Переходя к материально-техническому обеспечению, большинство военных транспортных средств поддержки являются колесными, и обе стороны сильно зависят от реквизированного гражданского транспорта для пополнения запасов. Люди преувеличивают, насколько большой проблемой для танков является грязь. Но это огромная проблема для колесного грузового транспорта. Это означает, что логистика зимой гораздо более привязана к дорогам, что делает поставки уязвимыми. Низкие темпы снабжения неизбежно снижают темпы операций. Таким образом, воздействие на танки и БМП не в том, что они не могут маневрировать, а в том, что требуется больше времени для их пополнения, ремонта и восстановления, если они будут повреждены. Это снижает возможность использования брешей в линии обороны и делает наступательные действия более дорогостоящими. Целью украинских военных, пытающихся восстановить боевую мощь после недавних наступлений, этой зимой должно быть использование артиллерии, перестрелки и постоянное давление, чтобы удержать россиян на своих позициях. <….> Таким образом, зимой может наблюдаться сокращение крупномасштабных наступательных действий, если где-то не произойдет коллапс. Это не означает снижения боеспособности или уровня расхода боеприпасов.