Лидер венесуэльской оппозиции Хуан Гуайдо вернулся в страну в сопровождении дипломатов из нескольких стран. После отъезда в Колумбию на саммит Группы Лимы ему угрожали арестом, но пока сообщений о задержании оппозиционера не было. Хотя он и не думает прятаться от противников: после прилета Гуайдо отправился на митинг в Каракасе. О том, как сторонники самопровозглашенного президента встретили своего лидера, — в материале Романа Перла.

Несмотря на угрозы официального руководства Венесуэлы, Хуан Гуайдо вернулся в Каракас обычным гражданским рейсом. В самолете перед посадкой лидер венесуэльской оппозиции выступил перед пассажирами.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Действующий президент Николас Мадуро не раз говорил, что Гуайдо придется ответить перед законом, ведь Верховный суд запретил ему покидать страну. Будто в подтверждение этих угроз лидер оппозиции рассказывал, что по возвращении в Венесуэлу похитили его советников. И в Бразилии, и в Колумбии Гуайдо предупреждали, что самому политику и его близким грозит опасность.

Карлос Холмс Трухильо, министр иностранных дел Колумбии: «Есть информация об угрозах жизни Хуана Гуайдо и его семьи, а также семьи его жены. Мы из Боготы хотим привлечь к ответственности узурпатора Мадуро за любые насильственные действия против Гуайдо, против его жены или их родственников, это станет не только еще одним преступлением, но и приведет к международной ситуации, которая заставит Группу Лимы коллективно задействовать все правовые и политические механизмы».

О том, что действия против Гуайдо нежелательны, Мадуро предупредили и власти Германии. До последнего момента заявления официального Берлина были не такими резкими, как у Вашингтона или соседей Каракаса по Южной Америке. Но если действующий президент Венесуэлы предпримет что-то против частично признанного лидера, ситуация изменится.

Мария Адебар, представитель МИД Германии: «Мы призываем Николаса Мадуро гарантировать безопасность Гуайдо при возвращении в Венесуэлу. Мы еще раз подтверждаем нашу убежденность в том, что этот очень многомерный кризис и выход из него может быть только мирным и демократическим. Любая мера, которая угрожает личной свободе, безопасности и неприкосновенности Хуана Гуайдо, влечет за собой высокий потенциал эскалации».

Перед возвращением в Венесуэлу Хуан Гуайдо через соцсети попросил сторонников выйти на улицы. Он заверил, что силы Мадуро не пойдут на противостояние огромной толпе оппозиционеров. Люди поверили и вышли: тысячи горожан встретили Гуайдо в аэропорту и на площадях Каракаса. «Госслужащие не должны поддерживать диктатуру. Все должны понять, что правила игры изменились, у нашей страны появились новые возможности», — такими лозунгами Гуайдо приветствовали его сторонники.

Во время пересечения границы венесуэльского оппозиционера сопровождали послы более десятка стран, в частности, Бразилии, Канады, Испании, Германии, а также представитель Евросоюза. Они оставались с ним до окончания митинга в Каракасе, надеясь, что официальные власти не пойдут на активные действия в присутствии дипломатов.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Накануне в Венесуэле власти ограничили доступ к социальным сетям. Клиенты ряда провайдеров не могли пользоваться твиттером, сервисами Google и аудиоплатформой SoundCloud. Государственное телевидение Гуайдо игнорировало. Там показывали ролики, посвященные бывшему президенту: Уго Чавес погиб ровно шесть лет назад.

Союзники Николаса Мадуро в Гаване, Пекине и Москве вовсю обсуждают последние заявления советника Дональда Трампа по национальной безопасности Джона Болтона. В интервью CNN он вспомнил про доктрину Монро, согласно которой США должны контролировать страны западного полушария. Глава МИД России Сергей Лавров призвал страны Южной Америки дать ответ.

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Он упомянул применимость доктрины Монро к Венесуэле, но оскорбил всю Латинскую Америку. Тем более, какое-то время назад, несколько дней, из Вашингтона на официальном уровне прозвучало, что Венесуэла — это не конец истории, что следующие на очереди будут Куба и Никарагуа».

В министерстве иностранных дел России подтвердили, что у российских дипломатов нет никаких контактов с лидером венесуэльской оппозиции. В латиноамериканском департаменте МИД журналистам заявили, что господин Гуайдо к такому диалогу не готов. И это может означать, что в Москве ставки сделаны.