Президент США Джо Байден в ходе пресс-конференции заявил, что если Москва начнет полномасштабную войну с Украиной, России придется столкнуться с санкциями, которые приведут к экономической катастрофе. О том, какой урон может быть нанесен России, если Вашингтон выполнит свои угрозы, — в материале RTVI.
«Если они пойдут на это, если они вторгнутся, то заплатят за это. Их банки не смогут осуществлять операции с долларами», — пригрозил американский лидер.
При этом он пояснил, что ограничение конвертации рубля в доллар нанесет финансовый урон не только России, но также самим США и Евросоюзу. Однако несмотря на это Америка готова пойти на такие жесткие меры, чтобы сдержать российскую агрессию.
«Это приведет к колоссальным издержкам для России»
По мнению экономиста и аналитика Николая Кульбаки, последствия для России в случае принятия такого рода санкций действительно будут ужасны. В первую очередь, это отразится на россиянах, у которых есть долларовые вклады в российских банках, а также у тех, кто располагает инвестиционными ресурсами в этой валюте. Кроме того, России будет очень сложно совершать сделки в долларах на мировом рынке.
«Это коснется, например, рынка нефти, потому что там, в основном, приняты расчеты в долларах. То есть фактически это будет означать, что российские компании должны будут искать каких-то посредников, которые будут готовы купить другую валюту и перевести в доллары за комиссию. Это приведет к колоссальным издержкам для России, к огромной потере доходов и, собственно, достаточно серьезным проблемам для всей страны в целом. Экспортно-импортные операции окажутся под серьезным ударом», — заявил он в разговоре с RTVI.
США же от этого решения не понесут значительного ущерба, считает эксперт.
«Америка пострадает очень слабо, потому что в принципе США с Россией практически не торгуют. У нас очень маленький оборот торговли. Европа пострадает больше, но там часть контрактов возможно удастся вывести в евро», — рассказал он.
Эксперт пояснил, что для Европы в первую очередь важны российские нефть и газ. А заменить их будет достаточно сложно.
«Но и эта проблема решаема. Да, это будет означать повышение цен на нефть и газ в Европе, но в целом на рынке они есть, и замена скорее всего найдется. Мы сейчас видим, как активно развивается рынок сжиженного газа. То есть в первую очередь для России это будет очень серьезный удар и очень тяжелый», — пояснил Кульбака.
Экономист также уверен, что в случае военного вторжения России на Украину, Америка выполнит это обещание, так как «это не те слова, которыми бросаются».
«Если представить себе ситуацию, что вторжение состоялось, а США этого не сделали, это будет фактически означать, что Соединенные Штаты резко подрывают свой авторитет в мире во всех отношениях. Я подозреваю, что США к этому готовы», — заключил эксперт.
Кто пострадает сильнее всех
О том, что ограничение конвертации рубля в доллар окажется для России серьезным ударом, также заявила руководитель направления фискальной политики экономической экспертной группы Александра Суслина.
«Надо понимать, что Россия, хоть мы и пытаемся как-то делать вид, что мы сами себе на уме, до сих пор была все-таки включена в мировую экономику, а доллар — это мировая валюта. И удобство, и единство вот этого обращения доллара помогает существенно снижать те или иные издержки, связанные с взаимодействием с внешней торговлей. И, конечно, если в России запретят хождение доллара, это очень сильно усложнит жизнь всем, кто так или иначе имеет отношения с внешними экономическими операциями, это сильно повысит издержки для тех, кто занимается экспортом и импортом, это, естественно, усложнит жизнь обычных граждан, которые ездят за границу или держат в долларах свои накопления», — пояснила она RTVI.
Однако хуже всего, по мнению эксперта, то, что Россия окажется изолирована от глобального экономического процесса, что заметно скажется на темпах развития страны.
«Любые санкции, в чем бы они ни выражались, — это всегда плохо, потому что это экономическая изоляция от общего экономического процесса. Глобального. И чем больше страна изолирована, тем медленнее она развивается, особенно в век высоких технологий. Мы и так изолированы уже во многом и прошлыми санкциями, и своим поведением, а если еще дополнительные ограничения введутся, это еще больше затормозит наш рост», — считает Суслина.
Не надо думать, что «ах, нам ваш доллар не нужен, и поэтому мы будем развиваться сами с деревянным рублем». Не будет этого. Мир уже давно не развивается точечно. Есть глобальные процессы и важно для страны быть в них включенной. И, к сожалению, чем больше ты изолирован, тем медленнее ты растешь. И это, наверное, самое глобальное последствие.
«Это будет масштабная конфронтация»
Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева сказала RTVI, что запрет на конвертацию рубля в доллар в сиюминутной ситуации нанесет «сильный удар по российской банковской системе». Однако в более долгосрочной перспективе последствия вряд ли будут такими серьезными.
«С точки зрения стратегической, [например], вопроса расчетов с Россией за энергоресурсы, которые привязаны к доллару, здесь как раз возможности [обхода запрета на конвертацию доллара] есть, — в конце концов, плату [за энергию] можно и в евро, и в юанях получать. Здесь фундаментальной проблемы нет», — считает экономист.
«Могут ли они это сделать [ввести запрет на конвертацию доллара]? Могут, как они это сделали по отношению к Ирану, где еще до отключения [Ирана] от SWIFT был запрет на использование доллара. Там запрет обходили, когда, например, нужно было покупать углеводороды у Ирана за золото и драгоценности, но потом это тоже прикрыли, добавили новый вид санкций», — рассказала Лихачева.
Более серьезной проблемой в данной ситуации является то, что, если санкции введут, то они коснутся не только запрета на конвертацию рубля в доллар — вместе с этим будут введены и другие санкционные ограничения против России. «Если подобного рода санкции будут введены, то они, естественно, будут идти в комплексе, будут увязаны с санкциями против энергосектора, с санкциями на определенные виды закупок энергии из России. То есть это будет масштабная конфронтация», — утверждает Лихачева.
Угроза не слишком серьезная?
Однако, независимый аналитик Олег Душин полагает, что эта угроза не так страшна, как кажется.
«У Байдена были вариации. Он говорил про крупномасштабное вторжение и выделил небольшие столкновения, в которых будут санкции меньше. Сейчас Байден стремится избежать угрозы ядерной войны, и поэтому он пытается сказать, что если будут какие-то столкновения местного характера на границе, то Америка, по большому счету, не будет реагировать на это», — считает эксперт.
Душин объяснил, что как и в случае с другими санкциями, основная угроза при принятии данной меры — это риск девальвации рубля.
«Когда мы видим, что вводятся санкции, повышаются шансы девальвации рубля. Девальвация рубля ведет к тому, что снижается уровень потребления. Поэтому основная угроза — это некоторое подешевение рубля и, соответственно, подорожание ряда товаров», — заявил аналитик.
По мнению Душина, глобальных моментов, которые также могли бы отразиться на экономике США и Европы, это не коснется.
«Американской и европейской экономики касаются решения по SWIFT. Закрытие SWIFT повлияет на зарплаты наших нефтяников и газовиков, и как раз на это они (США — Прим. RTVI) постараются не пойти, и уже много указаний на то, что они на это пойдут только в крайнем случае. Поэтому надо разграничить. Ограничения действий банков — это одно. А вот ограничение SWIFT, который касается оплаты нефти и газа — это уже следующий уровень санкций. SWIFT — это та мера, самая крайняя, к которой мы готовимся уже не один год, это раз. А во-вторых, это обоюдоострое оружие, и в данных условиях едва ли они пойдут на это, даже с учетом того, что Байден сказал», — пояснил он.
Байден сейчас набирает площадку для сценариев. Пока он сказал о двух: мелкий вооруженный конфликт и большой. Потом появится третий сценарий — это ядерная война. По сути дела, когда Байден предлагает два варианта, он имеет в виду три. И SWIFT касается уже того самого третьего варианта.
«Россия не будет просто сидеть и подсчитывать эффект от санкций»
По мнению Лихачевой, российская сторона в этой ситуации в ответ введет свои ограничения против Запада. Они, вероятнее всего, коснутся энергетического сектора, в рамках которого Европа на сегодняшний день зависима от России.
«Россия не будет просто сидеть и подсчитывать эффект от санкций, а будет применять ассиметричные меры, которые будут заключаться не в том, что мы будем запрещать доллар. Они [асимметричные меры] будут происходить на других площадках, — например, в энергетике. Потому что в европейских странах заменить разом всю импортируемую энергию из России невозможно, несмотря ни на какие ухудшения или деградацию отношений. Отдельные сюжеты, связанные с поставкой энергоносителей на американский рынок, — да, есть, и, более того, их импорт в США увеличился за последнее время. Но какой именно будет эффект от российского ассиметричного ответа — предсказать сложно, потому что детали этого [ответа] не ясны», — сказала она.
Страны будут искать альтернативу доллару
Как считает Лихачева, запрет на конвертацию рубля в доллар приведет к тому, что в мире будут создаваться альтернативные доллару финансовые системы, — например, можно допустить создание подобной совместной системы между Россией и Китаем.
«Это станет катализатором того, чтобы Китай более активно участвовал в разработке альтернативных инструментов для поддержки торговли. То, о чем говорили несколько месяцев назад, — что Россия и Китай хотят разработать новую финансовую систему, которая будет заменой доллару. Речь шла о том, чтобы российско-китайский товарооборот обеспечивать не долларовыми расчетами. Такие системы [в случае санкций] станут создаваться гораздо быстрее. Потому что сегодня количество санкций, наложенных на китайские компании, больше, чем на российские», — сказала Лихачева.
Отсюда можно «уверенно предсказать», что независимые от доллара финансовые системы, обслуживающие международную торговлю, «очень быстро начнут появляться», подчеркнула экономист. Однако рассчитывать на то, что сейчас они станут полной альтернативой долларовой системе, нельзя, так как они пока несопоставимы по масштабу с долларом.
Автор: Екатерина Митрохина, Слава Кутепов