В середине января 2020 года президент России Владимир Путин предложил изменить Конституцию. Одна из так называемых социальных поправок предусматривает, что минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не должен быть ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения. Редактор RTVI Андрей Колосов разобрался, чем отличаются эти величины, и постарался месяц прожить в Москве на МРОТ. О том, насколько это было непросто, какие чувства он испытывал и смог ли уложиться в отведенный лимит, — в материале RTVI.
В разговорах и публикациях о внесении изменений в Конституцию часто можно услышать или прочитать именно о новых социальных гарантиях. Кроме положения о МРОТ, в основной закон еще внесут пункт об индексации пенсий. По мнению Путина, средний класс — это люди, доходы которых примерно в полтора раза превышают МРОТ (примерно 17-18 тысяч рублей). Он добавил, что таких людей в России «уверенно больше 70%».
Еще до слов Путин мне было любопытно узнать, можно ли в принципе месяц прожить на минимальную зарплату, которую гарантирует государство, позволяет ли она полноценно работать и отдыхать или жизнь превратиться в челлендж «выживи на МРОТ».
МРОТ — это установленный законом минимум, меньше которого работодатели не имеют права платить сотрудникам. С января 2019 года его уравняли с величиной прожиточного минимума. Сам прожиточный минимум — сумма денег, которую жителю России должно ежемесячно хватать на еду, одежду и оплату услуг. В России на 1 января 2020 года МРОТ — 12 130 рублей в месяц. Москва — город дорогой, поэтому цифры выше — 20 195 рублей.
Эксперимент проходил с 10 февраля по 10 марта, потому что десятого числа каждого месяца на карточку приходит зарплата. Я снял сразу всю сумму и убрал излишек в конверт. На руках у меня было 17 570 рублей. Почему? Все просто: МРОТ облагается налогом на доходы физических лиц, то есть сумму пришлось уменьшить на 13%. Вот и весь бюджет на месяц.
Я живу в съемной квартире и плачу за нее больше московского МРОТ, поэтому формально эксперимент провалился так и не успев начаться. Правила пришлось пересмотреть: по условиям испытания квартира на месяц стала как бы моей, поэтому вычесть из общего бюджета нужно было только оплату ЖКХ. Хозяин квартиры, который обычно оплачивает счета, сказал, что в месяц за все обычно выходит 4800-5000 тысяч рублей.
В первый же день эксперимента я решил посчитать все обязательные платежи за месяц. Арифметика простая: 17 570 — 4800 = 12 770. Такая сумма у меня осталась после оплаты ЖКХ. От этой суммы пришлось отнять еще 1000 рублей — расходы на домашний интернет и мобильную связь. Вот так уже 10 февраля у меня осталось 11 770 рублей. Из этого скромного бюджета нужно было брать деньги на еду, а еще, возможно, на одежду, на лекарства, на бытовую химию, на средства ухода, на хобби, на развлечения.
Впрочем, одно обстоятельство, которое сильно ударило по кошельку, сразу я не учел. Только спустя пару дней, когда на карте «Тройка» закончились деньги, неожиданно пришло осознание, что есть еще расходы на транспорт. До работы приходится добираться на метро и иногда на автобусе. После сложных математических подсчетов решил, что выгоднее всего купить безлимитный проездной на месяц. Еще минус 2170 рублей. Итого: после оплаты услуг ЖКХ, связи и транспорта в кошельке, а точнее на карте, осталось 9 600 рублей.
Отгоняя негативные мысли, что задумка обречена на провал, я пришел в магазин. Еще до начала эксперимента решил вести учет расходов и посмотреть, на сколько хватит суммы в 9 600. Было очевидно, что самая большая часть денег (если не все) уйдет на еду. При этом я большой фанат домашней кухни, редко хожу в кафе или рестораны, даже когда не нужно сильно экономить.
В статистике, которая, как известно, знает все, есть понятие о потребительской корзине — необходимом минимуме продуктов, а также непродовольственных товарах и услугах, которые нужны «для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности». В документ я, конечно, заглянул, но решил не руководствоваться им, поскольку, там, например, указаны нормы потребления рыбы, которую я вообще не ем. Поэтому пустил дело, что называется, на самотек. Тактика такая: приходишь в магазин, максимально стараешься сэкономить, а там видно будет.
И до эксперимента самым приятным в походах за покупками для меня были скидки и акционные предложения. Во время испытания мобильное приложение, которое собирает информацию об акциях в разных сетевых магазинах, превратилось в незаменимый инструмент.
Купить продуктов решил сразу на неделю. Дома составил примерное меню и список покупок. Загвоздка в том, что при всей любви к домашней еде, приготовить что-то сложнее омлета или макарон с жареной курицей — испытание. Обычно обеды на неделю забираю, когда приезжаю в гости к маме. Деньги же, потраченные на продукты, иногда оставляю, но чаще она отказывается брать. Это нечестно по условиям эксперимента, поэтому пришлось привозить маме продукты, из которых она готовила.
Забегая вперед, уточню что за четыре «недельных» похода в магазины за самым необходимым меньше 1200 рублей потратить не удалось. С одной стороны, старался экономить в магазинах, но при этом не покупать совсем дешевый товар, качество и вкус которого точно оставляют желать лучшего. Речь идет, например, о хлебе (40 рублей), твороге (102 рубля за 220 грамм), курице (225 рублей за кг филе грудок, бедро, кстати, дешевле).
Вообще курица и мясной фарш (181 рубль за 400 грамм) стали основой рациона: жареное филе, котлеты, тефтели. Вместе с ними картошка, макароны или рис. В принципе двух упаковок пасты, пачки риса и пяти килограммов картофеля хватило. А вот хороший сыр сильно ударил по бюджету: я фанат молочной продукции и покупаю упаковку сыра весом в 300 граммов за 250 рублей. Четыре упаковки в месяц — минус 1000 рублей. Повезло, что молоко я уже несколько лет покупаю в сетевом магазине за 53 рубля за литр. В неделю уходит минимум три литра, то есть 159 рублей или 636 в месяц. При этом в других магазинах без акций бутылка молока, кажется, меньше 70 рублей не стоит, а это уже 840 рублей в месяц.
Иногда приходилось чувствовать себя оптовиком. Если во время первого похода в магазин мысль, что нужно закупаться впрок при скидках на нужные продукты длительного хранения, в голову не пришла, то со второй недели брал что-то с расчетом на оставшиеся три недели. Например, упаковку любимых мюслей (мой типичный завтрак), продавали за 65 рублей вместо 99 рублей. В среднем в неделю уходит три пачки (780 рублей в месяц, если брать по акции), поэтому купил сразу шесть плюс 80 рублей за упаковку из шести порций овсянки быстрого приготовления.
Еще в неделю я съедаю 1,5 кг яблок (120 рублей) и 1 кг бананов (около 60 рублей), ну и конечно, за месяц пришлось купить еще две пачки чая в пакетиках (да, заваривал один пакетик несколько раз), печенье к чаю, какие-то недорогие конфеты, вафли, творожный сыр и хумус на бутерброды.
Короче говоря, минус 5000 рублей на обязательный набор продуктов. Возможно, удалось бы уложиться и в сумму поменьше, если покупать самый дешевый сыр, жить на пельменях, купленных по акции, макаронах с тушенкой (которая прикидывается мясной), хлебе и воде. Но мне сразу было очевидно, что сильно менять привычный рацион ради эксперимента я не готов. От суммы в 9 600 отнимаем 5000 и остается 4 600.
На самом деле были еще и сиюминутные срывы, например, 250 рублей на сок, шоколадку и пачку чипсов. Заметная сумма от оставшихся 4 600 рублей ушла на вредную привычку: старался не курить больше двух пачек в неделю, а это 220 рублей в неделю, то есть 880 в месяц. Но если честно на сигареты ушло больше тысячи. А еще одна дыра в бюджете — траты на кофе с собой. В первые две недели инстинктивно тратил по 270 рублей, покупая стакан кофе три раза в неделю. Реже двух раз в неделю обойтись без ароматного напитка по пути в редакцию все равно не смог. Это еще 900 рублей. То есть смело отнимаем 2000 рублей в месяц на кофе и сигареты, остается 2600 рублей.
Чуть не забыл, у меня еще есть машина, на которой я езжу два раза в неделю — к родителям и обратно. Даже при таком, прямо скажем, редком использовании за месяц на бензин ушло 1500 рублей. В кошельке осталось 1100 рублей.
Тут впору вспомнить древних римлян, больше двух тысяч лет назад они уже знали, что людям нужен не только хлеб, но и зрелища. За месяц эксперимента удалось несколько раз сходить в кино, утром, в будний день за 200 рублей. Сильно хотелось посмотреть несколько премьер. Итого: минус 600 рублей и 500 рублей в сухом остатке. Впрочем, эти деньги я потратил на упаковку из шести контактных линз и пастилки для горла.
Разумеется, излишне говорить, что в изначальный бюджет я не уложился. Почему? Во-первых, деньги на подарки к 8 марта пришлось брать из конверта с заначкой, а еще я несколько раз покупал на ужин шаурму (не смог отказать себе в удовольствии) или брал дешевые комбо в заведениях фастфуда. Не стоит забывать и о платных подписках (я вспомнил только когда деньги с карты списали): один известный стриминговый сервис кино и сериалов за €10, аналогичный российский онлайн-кинотеатр за 29 рублей и еще подписка за 169 рублей.
Вообще мне крупно повезло: во время эксперимента я не заболел и не пришлось тратить деньги на лекарства, немного только першило в горле, но пастилки помогли. Еще ежемесячно покупать одежду не входит в привычку, но в конце февраля понадобились новые джинсы, поскольку старые порвались. В интернет-магазине нашел пару за 2250 рублей со скидкой в 50%. И несколько слов про хобби: я хожу в спортзал и покупаю абонемент ежемесячно. Вроде бы 1800 рублей не так дорого, но если живешь на МРОТ — это непозволительная роскошь. Да, еще 500 рублей потратил на поход в музей, потому что подруга, живущая за границей, с которой давно не виделись, очень хотела туда сходить.
Подводя итог эксперимента, можно с уверенностью сказать, что для молодого одинокого мужчины МРОТ — история не про жизнь, а про выживание. После обязательных платежей за связь и коммунальные услуги, а также расходов на еду на саму, собственно, жизнь, одежду или непредвиденные расходы денег не остается. Стоит отметить, что во время эксперимента мне не пришлось тратиться, например, на бытовую химию для дома или средства личной гигиены — были запасы. Если же рассматривать проживание на МРОТ нарастающим итогом, то есть необходимость из месяца в месяц укладываться в эту сумму, становится еще печальнее.
Кстати, насчет печали, необходимость ограничивать себя в самом необходимом, отказываться от радостей жизни или даже хобби плохо сказывалась на настроении, что влияло на работу. Апатия и чувство безысходности иногда накрывали, несмотря на то, что в моем конверте-то лежала определенная сумма, которая позволяла дать себе поблажку, купить маме цветы с подарком на 8 марта, например. Раньше я слышал о бурном расцвете микрокредитных организаций в России, где под бешеный процент перехватываешь от зарплаты до зарплаты, после эксперимента, кажется, понял, почему сей бизнес так успешен в России.