Самый крупный процесс в истории Франции – в Париже начались слушания по делу о серии терактов 13 ноября 2015 года. Тогда в результате нападения погибли больше 130 человек и еще несколько сот получили ранения. Процесс проходит в парижском Дворце правосудия. Для проведения суда внутри Дворца построили новый зал на 550 человек.
В среду в зале дворца правосудия собралось огромное число людей в черных мантиях: интересы пострадавших представляют более 300 адвокатов, еще 30 защищают подсудимых. Представители гражданской стороны могут выбрать два цвета лент для бейджиков: зеленый – если они готовы общаться с прессой, красный – если не хотят, чтобы их тревожили, объяснил журналист телеканала TF1 Тибо Маландрен у себя в «твиттере». Всего потерпевших – около 1800 человек (среди них — те, кто получил физические и психологические травмы и родственники погибших), но не все из них приехали на слушания. Следить за процессом они могли по веб-радио: такая технология использовалась впервые в истории французских судов.
Единственный оставшийся в живых из числа исполнителей теракта 31-летний Салах Абдеслам, француз марокканского происхождения родом из Бельгии, был одет во все черное, из-под черной маски виднелась отросшая борода. Помимо него на скамье подсудимых предстали еще 14 человек, которых обвиняют в подготовке терактов. Среди них – 39-летний франко-марокканец Фарид Хархаш. Его обвиняют в том, что он помогал террористам с логистикой, в том числе обеспечивал их поддельными документами. Во время слушаний Хархаш упал в обморок, и заседание было на 40 минут прервано.
Всем обвиняемым сейчас от 25 до 40 лет. В основном это граждане Франции и Бельгии, но есть также, например, швед, тунисец и сириец. Каждому обвиняемому при подготовке теракта была отведена своя роль. Например, Мохамед Абрини, друг детства братьев Абдесламов, обвиняется в том, что сопровождал террористов в Париже и пригородах и участвовал в финансировании и поставках оружия. Мохамед Баккали арендовал автомобили, использовавшиеся при нападениях. Али Эль-Хаддад Асуфи, как считается, участвовал в поставках оружия, а Абделла Шуаа должен был оказывать материально-техническую поддержку Мохамеду Абрини. У Яссина Атара был ключ от бельгийского убежища Салаха Абдеслама — той самой квартиры, где были изготовлены пояса со взрывчаткой, использованные в Париже.
Еще шестерых человек будут судить заочно: они по-прежнему находятся в бегах (при этом следствие считает, что в живых остался только один из них, другие были убиты в Сирии и Ираке).
«Я бросил свою профессию, чтобы стать бойцом «Исламского государства»
«Меня зовут Абдеслам Салах. Имена моего отца и матери не имеют к этому никакого отношения. Я бросил свою профессию, чтобы стать бойцом «Исламского государства» (группировка ИГИЛ запрещена в России), — ответил обвиняемый на вопрос о своей профессии и о личности родителей.
Позже он перебил председателя суда, заявив, что в тюрьме с ним уже шесть лет обращаются как с собакой: «Послушайте, господин председатель. Мы люди, у нас есть права. Вы не должны обращаться с нами как с собаками. Со мной там (в тюрьме) уже шесть лет обращаются как с собакой, я шесть лет ничего не говорю, потому что знаю, что после смерти я воскресну». «Это не церковный, а демократический суд», — ответил на это председатель суда.
После теракта Салаху Абдесламу удалось скрыться: он прятался у друзей в брюссельском районе Моленбек. Спустя четыре месяца бельгийская полиция взяла квартиру штурмом, террорист снова сбежал, но через несколько дней все же был задержан.
Теракты, совершенные 13 ноября 2015 года, стала самыми кровопролитными в истории Франции cо времен Второй мировой войны. За один день преступники устроили взрыв на «Стад де Франс», где в тот момент находился президент Франсуа Олланд, а потом открыли стрельбу в нескольких ресторанах и в ночном клубе «Батаклан», где погибло больше всего людей.
При этом, как спустя месяц писало издание Le Canard enchainé со ссылкой на свои источники, спецслужбы Франции еще с 2010 года получали информацию об угрозе теракта в «Батаклане». Во время расследования теракта, который произошел в феврале 2009 года во французском лицее в Каире, французские следователи вышли на бельгийского радикала Фарука Аббеса, который планировал организовать нападение на ночной клуб.