В ночь на 31 марта на здании УМВД в Ярославле появилась надпись «Путин — ***** [гомосексуал]». 2 апреля издание TJ написало, что Генпрокуратура потребовала от Роскомнадзора (РКН) заставить местные СМИ удалить заметку о граффити. Позже в самой прокуратуре заявили, что не имеют никакого отношения к этой истории.
По данным TJ, заметку про граффити удалили как минимум пять СМИ: радиостанция «Эхо Москвы» в Ярославле, газета «Московский комсомолец-Ярославль» и сайты «PRO Город», «Ярославский регион» и «Первый Ярославский».
Это произошло после обращений РКН, который, в свою очередь, действовал под давлением Генпрокуратуры, утверждает неназванный собеседник TJ. Издание опубликовало скриншот письма, который получила одна из редакций. В нем упоминается статья 15.1-1 федерального закона №149 — она появилась в марте 2019 года, когда вступил в силу закон об оскорблении власти. По данным TJ, речь идет о первом применении этого закона.
При этом в СМИ, у которых запросил комментарий TJ, не говорят о том, что заметки требовали убрать, ссылаясь на закон об оскорблении власти. «От ответа на вопрос, какие законы мы нарушили, глава ярославского РКН уклонился», — отмечается в телеграм-канале ярославского издания «Яркуб».
Издание сообщило, что РКН дважды требовал удалить новость о надписи про Путина. «Сначала это было письмо с просьбой убрать материал до полуночи. Потом на телефон главного редактора позвонил глава ярославского управления [РКН]», — говорится в сообщении. Аргументом для удаления публикации назвали тот факт, что «делом занимается федеральное ведомство».
На «Яркубе» публикации о граффити доступны до сих пор. Требования РКН редакция называет актом цензуры. Публикация про граффити есть и на сайте местного издания 76.ru. «Яркуб» писал, что надпись уже закрасили, а полиция начала поиски того, кто ее оставил. Жителя Ярославля, который разместил фото с надписью в фейсбуке, допросили.
В редакции «Эха Москвы» заявили, что официального предупреждения от РКН не было, а была, скорее, «устная просьба или рекомендация».
В интервью Znak.com редактор «Яркуба» Марина Седнева рассказала, что журналисты удаляют заметки, так как «не хотят судебных разбирательств и штрафов». «Но факт в том, что в РКН не называют причин, по которым мы должны убрать материалы. Никто не получил официальных писем на этот счет. <…> Да, мы помним, что недавно вступил в силу закон об оскорблении власти. Но в данном случае не указан статус лица. Мы не знаем, о президенте России идет речь или о ком-то другом», — пояснила Седнева.
В ярославском РКН от комментариев TJ отказались и посоветовали обратиться в центральный офис ведомства. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский заявил, что не знает, с чем связано удаление заметок. Позже он же объявил, что РКН начал проводить со СМИ «профилактику правонарушений в рамках закона о запрете на оскорбление госсимволов».
«В рамках профилактических мер Роскомандзор фиксирует реакцию редакций средств массовой информации на законные требования территориальных органов ведомства», — пояснил Ампелонский, отвечая на вопрос про применение закона о неуважении к власти. Более детальных пояснений он не дал.
Еще позднее с комментарием выступила Генпрокуратура. Там заявили, что не требовали удалить новости о граффити про Путина на основании нового закона. «Мы к этой истории никакого отношения не имеем», — сказал официальный представитель Генпрокуратуры России Александр Куренной.