Арест министра открытого правительства Михаила Абызова — главная новость недели. Его обвинили в хищениях на $60 миллионов. Абызов считался одним из ближайших соратников бывшего президента и нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева. Политологи задаются вопросами: в чем причина этого громкого уголовного дела — «война кремлевских башен»? Атака на «системных либералов»? «Удар по премьеру Медведеву»? Об одном из самых заметных министров в России последних лет — в материале Андрея Ежова.

В 2011 году Дмитрий Медведев (тогда еще президент, хотя о рокировке уже говорили) приветствовал в парадном зале слет своих сторонников. По правую руку от него сидел 39-летний бизнесмен, миллиардер и координатор клуба соратников Медведева Михаил Абызов. Тогдашний губернатор Тульской области Владимир Груздев во время приема неформально намекал президенту: пора бы Абызову из бизнеса во власть.

Через год, когда Дмитрий Анатольевич из Кремля переедет в Белый дом, Абызова он не забудет. Тот станет министром по делам открытого правительства и заодно — самым стильным членом кабинета министров.

photo-2.jpg

Михаил Абызов Фотография:
Кристина Кормилицына / Коммерсантъ

Уже не такой молодой Михаил Абызов спустя восемь лет появится в хронике Следственного комитета. В интернете, вспоминая образ министра-стиляги, обратят внимание на кепку с логотипом команды Arizona Diamondbacks и книжку, которую Абызов возьмет с собой за решетку: «Краткая история будущего» Юваля Ноя Харрари — мастрид любого московского интеллектуала.

photo-2.jpg

Фотография:
Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

Следующую ночь Абызов проведет в изоляторе, уверенный, что это если все это и закончится арестом, то только домашним. А пока — интересный опыт. Бывший министр разделил камеру с рецидивистом.

Ева Меркачева, зампред Общественной наблюдательной комиссии Москвы: «Он говорил ему фразы типа „Мишань, ну что ты лежишь, давай вставай, к тебе гости пришли”. Все-таки мы привыкли видеть, как Михаил Абызов весь такой аккуратный, красивый, в костюме, в смокинге, с прической. А здесь у него на голове был капюшон, он залез в каких-то смешных носочках, куртку сверху натянул себе на голову. Из-под куртки периодически выныривал и нам оттуда что-то говорил».

Подобные рассказы о бывших губернаторах, министрах и миллиардерах, сменивших прописку на тюрьму, в последнее время стали не такой уж редкостью. Некоторые оперативные видео становятся мемами — вроде сумок с миллиардами полковника Захарченко. Но в деле Михаила Абызова само задержание стало одной из множества загадок. В отличие, скажем, от истории ареста экс-министра Улюкаева — там все ясно: офис Роснефти, оперативники бегут за машиной министра.

А что с Абызовым? Видео нет, даже о месте задержания — слухи. Вроде бы аэропорт, вроде бы Абызов только прилетел в Россию — то ли на день рождения к соратнику по медведевской команде Аркадию Дворковичу, то ли под какие-то гарантии — то ли Чубайса, то ли лично Медвеева, то ли даже Путина.

Алексей Венедиктов, главный редактор «Эха Москвы»: «Дворкович не разговаривал с Абызовым несколько недель. Вопрос о дне рождения не стоял, естественно. Чубайс не общался с Абызовым больше месяца и не обсуждал с Путиным бывшего министра. Вывод — „утечки“ про Чубайса и Дворковича в СМИ есть манипуляции с целью компрометации означенных персон».

Но призыв don’t act — явно не из российских реалий. Официальные обвинения (то, что Абызов якобы похитил $60 млн у сибирских энергокомпаний и вывез их за рубеж) не то, что совсем не верят, но скорее считают их поводом, а не причиной. Аргументы сомневающихся: дело касается событий 7-летней давности и связано не с правительственной, а коммерческой деятельностью Абызова. О ней прекрасно знали все, включая премьера. В самом начале Медведев даже публично интересовался у Абызова, не помешает ли работа в правительстве его бизнесу. Абызов заверил, что «будет справляться».

Михаила Абызова заработал первый капитал на торговле сигаретами и лечо. А миллионы — на энергетическом бизнесе: Абызова обогатила реформа РАО ЕЭС, благодаря связям с руководством госкорпорации. Forbes оценивала состояние Абызова в $600 млн.

Глава Фонда борьбы с коррупцией Алексей Навальный посвятил Михаилу Абызову целое расследование. Оппозиционер утверждал: даже будучи в правительстве, министр фактически контролировал энергетику целой Новосибирской области. Сам Абызов на это говорил: «Состоятельные люди во власти — это позитивный фактор».

Что такое «Открытое правительство», которым занимался Абызов, теперь помнит разве что интернет. Идея была передовая — сделать общение с властью удобным, а саму власть заставить слушать общество. И если с первым отчасти справились (МФЦ и электронные госуслуги облегчили жизнь), то идея обратной связи явно провалилась. Из всех общественных инициатив за шесть лет лишь два предложения стали законами. Да и собственных экспертов министр, кажется, не слишком слушал.

Марат Гельман, публицист, эксперт «Открытого правительства»: «Он изначально был неискренним с нами со всеми. Ему нужна была эта позиция в том числе как „крыша“ в его спорах хозяйствующих субъектов. То есть, собственно говоря, он и не собирался, мне кажется ничего делать. Вошел в эту команду Медведева, а как только вошел — если мы до этого встречались два раза в неделю, то как только он стал членом правительства, мы встретились один раз».

photo-2.jpg

Михаил Абызов и Дмитрий Медведев Фотография:
Александр Миридонов / Коммерсантъ

Но даже учитывая, что у Абызова мало что вышло, на своей должности он продержался до 2018 года. Цифровизация была любимой «фишкой» Дмитрия Медведева. То, что теперь арестован человек, отвечавший за это (к тому же в прошлом — координатор сторонников Медведева) — это сигнал?

Подозрения окрепли, когда выяснилось, какой именно знаток ведет это следствие: генерал ФСБ Иван Ткачев.

Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»: «Это один из самых известных ключевых генералов ФСБ. Он долгое время был помощником Феоктистова, еще одного ключевого генерала. То есть это одна и та же группа. Все громкие дела были связаны с ними, это буквально спецназ внутри ФСБ».

Мультмиллиардеры братья Магомедовы — последняя громкая разработка генерала Ткачева. Владельцев группы «Сумма», как и Абызова, многое связывало с премьером: хотя бы их дружба с Аркадием Дворковичем, который долгие годы был ближайшим советником Медведева.

Некоторое время назад в интернете всплыло видео: Дворкович в компании бывшего пресс-секретаря Медведева Натальи Тимаковой и бывшего губернатора Александра Ткачева пьют и веселятся в частном самолете. Вроде всего лишь небольшой штрих к нравам элиты, вот только заголовки и комментарии к видео как бы намекали, что пора бы органам заняться людьми из окружения премьера. Выходит, занялись?

Дмитрий Орешкин, политолог: «Поскольку сейчас Медведева повысить некуда, чтобы вырвать из команды, вокруг него просто убрали людей. Но это не значит, что его самого уберут».

Иван Засурский, журналист, эксперт «Открытого правительства»: «Я не считаю, что эта история связана с Медведевым, хотя есть люди, которые утверждают это. У них, наверно, есть для этого свои основания. У нас, вы знаете, долго шла травля премьера. И когда он был президентом, все его обзывали жалким, и сейчас. Потому что нашли ботаника, над которым можно глумиться».

В среду Михаила Абызова привезли в суд. Все в той же куртке и американской кепке, что на видео после ареста. В зале появилась Нюта Федермессер — оказалось, Абызов участвовал в ее благотворительных программах. Теперь она поручилась за него.

Нюта Федермессер, учредитель фонда помощи хосписам «Вера»: «Если я, не дай бог, окажусь в его шкуре, хочу тоже, чтобы были в зале люди, которые мне за что-то благодарны».

Из тех, кого называют «медведской командой» в зале никого не было. Но в поручители записались и Дворкович с Тимаковой, и даже Анатолий Чубайс (хотя говорят, что с Абызовым он в последние годы не дружил).

Сергей Смирнов, главный редактор «Медиазоны»: «Лично для меня наибольшее впечатление из всех поручителей произвела Наталья Тимакова, многолетний пресс-секретарь Медведева. Мне кажется, многолетний пресс-секретарь Медведева, даже уйдя с должности, должна примерно понимать степень ответственности, которую она несет за бывшего шефа».

photo-2.jpg

Роман Троценко Фотография:
Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Близкий к Роснефти бизнесмен Роман Троценко предложил миллиард рублей в залог в обмен на домашний арест Абызова. Но его, конечно, не отпустили. А что же Дмитрий Медведев? Он заявил, что к работе Абызова министром вопросов не имел. Про его бизнес, по сути, не слышал. А то, что арестовали — так это конфликт хозяйствующий субъектов, суд разберется.