Марию Бутину приговорили к полутора годам тюрьмы в США. Этот срок включает девять месяцев, которые она уже провела за решеткой. Россиянку взяли под стражу 15 июля прошлого года, она призналась в работе иностранным агентом без регистрации. Корреспондент RTVI Гарри Княгницкий побывал на заседании суда в Вашингтоне, пообщался со знакомыми Бутиной и разобрался, чем на самом деле она занималась в США.
За день до приговора Марии Бутиной посол России Анатолий Антонов и заместитель госсекретаря США Дэвид Хейл возложили венки к мемориалу «Дух Эльбы» на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Этот памятник воздвигнут советским и американским солдатам, которые прорвались навстречу друг другу в апреле 1945 года.
Та встреча союзников по Второй мировой осталась едва ли не единственной незыблемой точкой соприкосновения двух стран, поэтому журналистов предупредили, что комментариев не будет. Было понятно, что вопросы будут совсем не про «Дух Эльбы».
Своего заместителя Вячеслава Ванеева глава организации «Право на оружие» Мария Бутина называла не иначе как соратником по оружию. Так она и подписала фотографию в 2015 году, уезжая в Америку учиться на политолога.
Вячеслав Ванеев, заместитель председателя организации «Право на оружие»: «Американским адвокатам надо будет выплатить 70 млн рублей. Почему МИД не берет на себя эти расходы? Они прозевали эту ситуацию».
Практический опыт у нее был: Бутина три года работала помощником сенатора Александра Торшина. Вместе с ним она установила тесные контакты с Национальной стрелковой ассоциацией США (NRA) — влиятельнейшей структурой, которая поддержала на выборах Трампа морально и материально.
Лэдд Эверитт, директор ассоциации One Pulse for America: «Она встречалась с Дэвидом Кином и Уэйном Лапьером — вероятно, двумя самыми могущественными людьми в Национальной стрелковой ассоциации».
Связи с влиятельным республиканцем Полом Эриксоном, как позже выяснилось, были не только деловые. В 2017 году Эриксон чуть ли не за ручку усаживал российскую делегацию вместе с Бутиной на молитвенном завтраке за соседний столик с Меланией Трамп и Рексом Тиллерсоном.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Политолог Андрей Колядин лично знаком с Бутиной. Он говорит, что на том завтраке она просто работала переводчиком. А что до желания завести знакомства на верхних этажах «карточного домика» — это делают и не из шпионских побуждений. Мария в Вашингтоне такая не одна.
Ариэль Коэн, политолог, старший эксперт Атлантического совета: «В Вашингтоне крутится достаточно много российских девочек и мальчиков, которые либо ищут работу, либо учатся».
Только не все так же подробно, как Бутина, отчитываются потом о проделанной работе перед Торшиным, а его в Америке считают приближенной к Путину персоной. В общем, за Бутиной пришли. Сначала ее вызвали в сенатский комитет по разведке, потом обыскали квартиру, а затем и арестовали.
С августа 2018 года Мария Бутина находилась в этом следственном изоляторе в городе Александрия, штат Вирджиния. Отсюда до Вашингтона чуть больше 20 километров: удобно доставлять обвиняемых на судебные процессы в столицу. Бутина — не единственный враг американского государства, содержавшийся в этом СИЗО. Здесь же сидел и один из организаторов атаки на американское консульство в Ливии в 2012 году, и соучастник терактов 11 сентября, и бывшие агенты ФБР и ЦРУ, которые работали во времена холодной войны на КГБ. Среди известных сидельцев последнего времени — Пол Манафорт.
Вячеслав Ванеев, заместитель председателя организации «Право на оружие»: «Она звонила из тюрьмы через день после 30-летия. Там тоже сложность со связью. Ей специально… Ну, издеваются над ней: она может звонить только ночью. Ей очень тяжело. Но она, судя по голосу, не сломлена и пойдет до конца. Она сказала, что не виновна и ни в чем не призналась».
На самом деле призналась. После сделки со следствием Бутину перевели из тюремного блока для особо опасных преступников на общий режим содержания. В обвинительном заключении говорится, что Мария — не шпион в буквальном смысле слова: она была агентом иностранного государства без соответствующей регистрации и пыталась оказывать влияние на американскую политику по отношению к России.
Ариэль Коэн, политолог, старший эксперт Атлантического совета: «Если бы она зарегистрировалась как агент, допустим, „Рособоронэкспорта“, то тогда вообще, по-моему, нечего было бы предъявить. Потому что она была бы зарегистрированным агентом. Я, честно говоря, в Вашингтоне с 1992 года и всякое разное политическое влияние там уже видел. В том числе саудовское, катарское, китайское. Кого там только нет. И то, что молодую женщину вот так посадили, уже почти год она отсидела… У меня, честно говоря, чувство, что ей дадут уже отсиженный срок и вышлют».
Обещали, правда, вдвое больше отсиженного. Журналист и правозащитник Лэдд Эверитт ведет параллельное расследование и уверен, что благодаря Бутиной Кремль теперь знает все подходы к Белому дому. Это все равно, что владеть кодом от сейфа. Но даже Лэдд не уверен, что Мария — такая матерая русская Мата Хари. Скорее, жертва обстоятельств.
Лэдд Эверитт, директор ассоциации One Pulse for America: «Это молодая женщина из Сибири, которую просто одурачили. Как именно — непонятно. Непонятно и то, каким образом русские водят за нос Трампа. Торшин же лично не поехал в Штаты устанавливать неформальные контакты. Он послал новое лицо, молодую и красивую женщину, которая увлекалась оружием и культивировала этот имидж».
Кроме того, Бутина любила заводить знакомства и докладывала об этом в твиттере. Ну какой Юстас будет выходить на связь с Алексом через соцсети? Даже спецпрокурор Мюллер, допросив Бутину, не стал подшивать ее случай к большому делу Рашагейта. Хотя если бы не было Рашагейта и Мюллера, то, скорее всего, до Бутиной никому бы не было дела.