Джо Байден собирается сдержать обещание и добиться новой ядерной сделки с Ираном. Уже на следующей неделе в Вене начнутся переговоры между участниками соглашения 2015 года. Стороны хотят обсудить, как вернуть в сделку США и сам Иран. Но Байден не забыл и о другом своем обещании. Администрация американского президента намерена провести свою первую конференцию по защите климата. На нее в числе прочих пригласили Владимира Путина и Си Цзиньпина. Зачем нужен этот саммит, а также почему «зеленая» энергия и борьба с изменением климата стала фактором внешней и внутренней американской политики, разбирался корреспондент RTVI Гарри Княгницкий.
Неужели потепление в непростых отношениях России и США возможно на волне борьбы с глобальным потеплением? Ведь может появиться еще одна точка соприкосновения, кроме переговоров о ядерном разоружении. А у тех неплохие перспективы, это Джо Байден с Владимиром Путиным сразу дали понять. Впрочем, во время первой холодной войны тоже говорили о ядерных арсеналах. Правда, на степень недоверия между странами это почти не влияло.
Дмитрий Журавлев, политолог: «В вопросах климата большой проблемы недоверия нет. Потому что климат всеобщий. Его нельзя спрятать в бункере и делать у себя в стране одни климат, а в других странах другой климат».
Каждый год в небо выбрасывается 37,5 млрд тонн углекислого газа. Особенно усердствует Китай — то есть понятно, что без него на переговорах никак. США коптят вдвое меньше. Россия же выдыхает относительно скромные 1,5 млрд тонн СО2. На троих — почти половина общемирового выхлопа. Он не привел к апокалипсису сегодня, но завтра приведет наверняка, прогнозируют в Greenpeace.
Фотография: Донат Сорокин / ТАСС
Василий Яблоков, руководитель направления «Климат, энергетика» российского отделения Greenpeace: «Мы сейчас не говорим про апокалипсис, смерть или еще что-то. Но то, что мы видим уже сейчас: те засухи, которые возникают из-за климатического кризиса, — они уже могут потенциально создавать продовольственный кризис. Наводнения приводят к серьезным проблемам с инфраструктурой и серьезному экономическому ущербу».
В New York Times нарисовали карту: кому и к чему готовиться. Например, лесных пожаров в Калифорнии будет больше. Юго-Восточное побережье США и Юго-Восточную Азию накроют мощные ураганы. Канаду, большую часть Европы и Россию захлестнут наводнения. В Южной Америке и Африке наступит экстремальная жара, а на Ближнем Востоке — тотальная засуха.
Проблему понимают и в Москве, и в Пекине. Но захотят ли Россия и Китай бороться с климатическими изменениями, отдавая роль первой скрипки Америке? Между словами Байдена о том, что Путин — убийца, и приглашением президента России на климатический саммит прошло всего полмесяца.
Игорь Данченко, политолог: «Это не взаимоисключающие вещи. Я так понимаю, что в США так или иначе возобладает некий прагматичный подход по отношению к России. То есть те сферы, где Россия и США готовы плотно или конструктивно взаимодействовать, — они из повестки никуда не деваются. Чем больше русофобский градус в Вашингтоне, тем выгоднее это для режима Путина внутри России. Я думаю, что это понимание в США потихонечку приходит. Поэтому каких-то резких заявлений в ближайшее время не будет».
Допустим. А что же Китай? Байден обвинил Пекин в геноциде уйгуров. Китай в ответ ввел санкции против 28 американских чиновников и устроил бойкот некоторым брендам.
Алексей Маслов, профессор, директор Института Дальнего Востока РАН: «Я предполагаю, что Китай все-таки будет участвовать в таком диалоге, но выступит с очень серьезными инициативами. То есть он не будет откликаться на тот пакет, который сейчас предлагают США. Кстати говоря, американский пакет сам по себе достаточно разумный. Китай же будет предлагать свой пакет и наверняка, например, будет говорить не только о резком уменьшении выбросов в атмосферу, но и, например, о глобальном мониторинге, об участии Китая в этом глобальном мониторинге. Иначе получается, что Китай мониторят, а Китай в свою очередь не может мониторить ни выбросы в США, ни в других странах».
Кстати, хоть КНР и коптит небо больше всех, китайская Компартия всерьез взялась за экологию и обзавелась своим планом перехода на «зеленую» энергетику. А если партия говорит «надо» — можете не сомневаться, китайцы задачу выполнят. Чего нельзя сказать о США.
Да, Байден представил на этой неделе свой амбициозный инфраструктурный план. В частности, он хочет выделить $174 млрд на электромобилизацию всей страны и ввести новый стандарт для производства электроэнергии, чтобы к 2035 году сократить вредные выбросы до нуля.
Звучит красиво. Но так совпало, что государственные вложения в «зеленую» энергетику — это инвестиции в спонсоров избирательной кампании нынешнего президента США, в первую очередь, из хай-тек индустрии.
Андрей Коробков, доктор экономических наук: «Это поможет клиентам демократов, и это будет страшный удар не только по определенным отраслям, которые представляют республиканцы, но и по целым штатам. Это может быть и Западная Вирджиния, где будет убита угольная промышленность. Это могут быть Северная и Южная Дакота, которые потеряют и на своих производственных мощностях».
А кто за шахтеров, нефтяников и газовиков, а также за крупные корпорации, которые Байден хочет обложить налогами? Дональд Трамп. Соскучились? Не удивляйтесь, если через четыре года 74-миллионная армия его сторонников пополнится новыми почитателями, а США снова выйдут из Парижского соглашения по климату.
Так что пока в Белом Доме Байден, надо пользоваться. Хай-теку — осваивать бюджеты. Тем, кому не наплевать на климатический армагеддон, — радоваться переходу на «зеленую» энергетику. А восточным партнерам Байдена — не упускать возможность пообщаться на полях саммита. Иногда ведь на этих самых полях решаются вопросы и политического климата. Если только планета раньше не очистится настолько, что нормальный диалог можно будет вести не под прикрытием климатических переговоров.