В Украине начинается новый — заключительный — этап «топонимической революции». Так называют проект декоммунизации страны, в рамках которого переименовывают населенные пункты. На повестке — переименование областей, центры которых уже изменили свое название. Подробнее о борьбе с историческими топонимами — в материале Антона Полищука.

Под стенами Верховной Рады уже традиционно шумно. Пленарные заседания депутатов пикетируют активисты Национального корпуса, требуя от законодателей эффективной работы и, в частности, решительного отказа от советского прошлого.

Днепропетровскую область депутаты намеревались превратить в Сичеславскую, а Кировоградскую — в Кропивницкую. Сами города Днепропетровск и Кировоград уже четвертый год как носят названия Днепр и Кропивницкий. Дело в том, что области фигурируют в тексте Конституции, и их можно декоммунизировать только по особой процедуре. Впрочем, законодателям поработать так и не удалось: депутаты из парламентского большинства перенесли голосование по этому вопросу на четверг, пообещав сначала закрыть телеканалы «112 Украина» и NewsOne, чтобы «разобраться с рупорами Кремля в стране».

Максим Бурбак, депутат Верховной Рады: «Мы должны в преддверии президентских выборов защитить информационное пространство Украины от Кремля, не дать вражеской пропаганде действовать на нашей земле под прикрытием свободы слова. Парламент должен законодательно отреагировать на это требование, а СБУ — раскрыть источники финансирования этих СМИ».

Подобные инициативы осудили в украинском Союзе журналистов. Критики говорят, что это — цензура, прикрытая пафосными лозунгами о борьбе с российским влиянием и уничтожением коммунистического наследия. Впрочем, декоммунизация ведется вполне активная. С весны 2015 года в Украине переименовали 52 тысячи улиц и демонтировали больше двух с половиной памятников коммунистическим вождям. Осталось избавиться от названий двух областей.

Сергей Белашко, директор украинского Агентства социальных коммуникаций: «В Кировограде большинство населения выступало за сохранение названия. Когда ставился вопрос, как его изменить, то подавляющее большинство людей высказалось за возвращение городу исконного названия — Елизаветград. Город был назван в честь святой Елизаветы в период правления императрицы Елизаветы Петровны. Что касается Днепропетровска — там все не было так однозначно. С одной стороны, название Днепр использовалось на бытовом уровне уже много десятилетий. С другой стороны, все-таки и большинство горожан, судя по опросам, и городские власти выступали за сохранение названия Днепропетровск».

Сергей Белашко: «Закончится декоммунизация — начнется какая-то другая кампания: дерусификация, деимпериализация и так далее»

За декоммунизацию в стране отвечает Институт национальной памяти. Его глава Владимир Вятрович не прочь переименовать и Верховную Раду. Говорит, название осталось от красной власти, которая ничего хорошего стране не принесла.

Владимир Вятрович, глава Института национальной памяти Украины: «У нас история — больше 70 лет преступлений на украинской территории. К тому же эту печальную историю дополняют действия коммунистической партии во время так называемой русской весны 2014 года. Тогда члены и сторонники этой политической силы принимали активное участие в российской диверсионной деятельности».

ленин.jpg

Активисты сносят памятник Ленину на Бессарабской площади в Киеве Фотография:
Зураб Джавахадзе / ТАСС

Памятник Ленину в центре Киева активисты снесли еще во время Евромайдана. Сегодня на Бессарабке остался только пьедестал вождя. На прошлой неделе рядом с ним установили гигантскую пластиковую руку, которая прикрывает развалины от прохожих.

рука.jpg

Фотография:
RTVI

Символ дружбы и примирения от румынских художников демонстрировали на выставках в десятках стран. Правда, ладонь изначально была красная: в Киеве решили произведение искусства перекрасить — чтобы не вызывать у людей дурных ассоциаций.

Украинский политик и дважды народный депутат Андрей Павловский видит в происходящем лишь подготовку к выборам и удивляться не советует.

Андрей Павловский, депутат Верховной Рады VI и VII созывов: «К сожалению, это печальный опыт и нехорошая традиция украинской политики. Когда приходит время отчитываться, выборы — переломное время, когда вся власть должна показать, что же она реального сделала, чем улучшила жизнь граждан. А успехов нет и отчитываться нечем. Вот и отвлекают внимание эмоциональными вещами — религией, языком и чем-то другим».

Настоящие эмоции и накал страстей обозреватели прогнозируют на четверг: помимо переименования областей, депутаты займутся языком. Законодатели намерены принять новый документ, вместо отмененного в 2014 году. Предыдущий закон фактически закреплял наличие двух государственных языков — украинского и русского. Теперь основным языком остается только один.

Верховная Рада рассмотрит сразу четыре законопроекта о языковой политике. Компромиссного документа в сессионном зале нет, потому обозреватели прогнозируют серьезное идеологическое противостояние. Проекты законов предусматривают применение исключительно государственного украинского языка во всех публичных сферах. Например, если в ресторане откажутся обслуживать на украинском языке, заведению придется платить штраф.