Вечером 4 марта президент России подписал указ об уголовной ответственности за распространение заведомо ложной информации о действиях российских военных. Максимальное наказание составит до 15 лет лишения свободы. Для многих СМИ и блогеров это стало основанием для прекращения работы на территории страны. Как это отразится на жизни россиян, RTVI рассказали юристы и правозащитники.

Изменения в УК и КоАП

В Уголовном кодексе России вскоре появится новая статья 207.3 — «публичное распространение заведомо ложной информации об использовании ВС РФ». За это предусмотрено наказание в виде штрафа до 1,5 млн рублей или лишение свободы до трех лет. Если при этом было использовано служебное положение или человек действовал из корыстных побуждений, то штраф больше — до 5 млн рублей. Срок лишения свободы в этом случае тоже возрастет и составит от пяти до десяти лет. Если распространение фейков повлекло тяжкие последствия, то срок может достигать и 15 лет.

Уголовная ответственность будет наступать, если в течение года гражданина уже привлекали к административной ответственности за дискредитацию Вооруженных Сил России. По новой статье 20.3. 3 КоАП первый штраф для частного лица будет составлять до 50 тысяч рублей. Если это деяние будет сопровождаться призывами к несанкционированным акциям или создавать угрозу для жизни граждан, то штраф составит до 100 тысяч рублей.

Статью 207.3 УК частично дублирует еще одна новая статья 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования ВС РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности». Первая часть статьи полностью норму, указанную в новой статье КоАП. По ней могут оштрафовать на сумму от 100 до 300 тысяч рублей либо в размере зарплаты за два года. При наступлении тяжких последствий будет грозить срок до пяти лет.

Аналогичные меры будут применять к тем, кто призывает к введению санкций. Сначала частные лица будут штрафоваться на сумму до 50 тысяч рублей, а при повторном нарушении в течение года наступит уголовная ответственность.

У юристов есть вопросы

«В настоящее время непонятно, что подразумевает законодатель под тяжкими последствиями. Это вопрос практики и, как следствие, разъяснений пленума Верховного суда», — сказал в беседе с RTVI адвокат и управляющий партнер петербургского офиса Pen & Paper Алексей Добрынин.

Вице-президент Адвокатской палаты Москвы, адвокат Вадим Клювгант пояснил RTVI: «Оценивать тяжесть будет тот, кто будет применять этот закон и другие ему подобные. Профессиональный комментарий к закону можно давать только тогда, когда он сам соответствует требованиям закона. Главное такое требование — правовая определенность. Здесь это требование не соблюдено».

суд

Фотография: Михаил Терещенко / ТАСС

Для того чтобы привлечь к уголовной ответственности за распространение фейков, нужно сначала доказать, что человек осознавал, что информация, которой он делится с другими, не соответствует действительности, отмечает Добрынин. «На практике могут возникнуть сложности с доказыванием факта, что виновный был осведомлен о ложности информации. При этом уголовное дело может быть возбуждено и в результате наличия лишь самого факта опубликования информации. Уже позднее может выясниться, что она не соответствовала действительности», — пояснил адвокат.

Суровость наказания законодатели во главе со спикером Госдумы Вячеславом Володиным оправдывают необходимостью жестких мер в условиях конфронтации с западными странами. «Хотелось бы, чтобы все понимали — и общество понимало, — что это мы делаем для того, чтобы защитить наших солдат, офицеров, для того, чтобы защитить правду», — подчеркнул Володин.

Правозащитник, эксперт Института прав человека Лев Левинсон в беседе с RTVI отметил, что юридические новеллы органично вписываются в цепь других ограничительных законов, принятых в России за последние годы.

«По статье 32 Конституции граждане вправе участвовать в управлении делами государства. Не только через своих представителей, но и непосредственно. Свобода слова — это и есть выражение непосредственной власти народа. Сегодня право на публичное выражение мнения по поводу государственной политики практически уничтожается этим законом. Затыкается рот всему гражданскому обществу. Не только правозащитникам, а фактически всем гражданам России», — считает Левинсон.

Эксперт напомнил, что в первую чеченскую войну можно было высказывать свое отношение к происходящему. «Это не только придавало тому времени хоть какие-то черты демократии. Власть слышала голос тех, кто против. Был выход той отрицательной энергии, которую порождает война», — сказал правозащитник.

Ведущий юрист Центра защиты прав СМИ* Галина Арапова** считает, что под прицелом нового закона окажутся абсолютно все.

«Это могут быть не только журналисты, но и, к примеру, матери военнослужащих. Любой человек, который распространяет информацию, подпадает под формулировку этой статьи. Там речь идет о том, что нельзя распространять заведомо ложную информацию под видом постоянных сообщений о действиях вооруженных сил Российской Федерации. И ведь не важно, кто ее распространяет. Важно, на каком языке она распространяется — на русском или на иностранном языке. Я все-таки склоняюсь к тому, что речь идет о русскоязычном контенте. Потому что российская юрисдикция распространяется на защиту и охрану российской аудитории», — уточнила RTVI Арапова. По ее мнению, опасаться за старые публикации не нужно, так в уголовном праве не предусматривается привлечение к ответственности за действия, которые были совершены до вступления закона в силу.

Реакция СМИ

На новость о принятии законов в первую очередь отреагировали журналисты и СМИ. Так, например, о приостановке работы заявило интернет-издание Znak.com. Редакция аргументировала это решение тем, что не может выполнять свою работу качественно из-за большого количества ограничений, которые появились в последнее время в России. О переходе на информационный режим вещания — публикацию только официальных данных и заявлений с российской стороны — сообщил ютьюб-проект «Осторожно, новости», принадлежащий телеведущей Ксении Собчак.

«В связи с новым законом „за распространение фейков о действиях ВС РФ“, который сегодня был принят, а также скорости смены новостной повестки, мы приняли решение приостановить выпуск наших пятничных «Новостей» на YouTube», — сообщила журналистка у себя в канале.

«Новая газета» сообщила, что из-за нового закона о фейках удалит с сайта и из соцсетей материалы о ситуации на Украине. Еще несколько изданий заявили, что прекратят работу в этих условиях. Среди них и международные: например, Би-би-си и CNN заявили о приостановке работы в России.

Дарья Баева

*признан в России НКО-иноагентом

** включена в список иноагентов Минюста России