Выпавший из окна следственного управления московской полиции юрист Валерий Кулиш дал показания о серии убийств с целью передела бывших объектов Минобороны. Из его слов следовало, что преступления совершались в интересах бизнесмена Владимира Палихаты, финансировавшего предвыборную кампанию Ксении Собчак. При этом сам Палихата заявил RTVI, что даже не был знаком с Кулишом, и по его информации, люди о которых идет речь в показаниях, живы.

Несостоявшаяся очная ставка и «прикопанные» трупы

Накануне очной ставки в здании Главного следственного управления (ГСУ) московской полиции экс-юрист «Военно-строительного управления Москвы» (ВСУМ) Валерий Кулиш дал показания о серии убийств номинальных директоров в интересах рейдерской группировки, занимавшейся переделом бывшей недвижимости Минобороны в Москве и Московской области. Об этом RTVI стало известно от источника, близкого к правоохранительным органам.

По данным источников RTVI, Кулиш находился под домашним арестом и давал показания в рамках досудебного соглашения о сотрудничестве со следствием. Он проходил обвиняемым по делу о хищении приватизированного имущества ОАО «Военно-строительное управление Москвы». Следствие вели сотрудники московской полиции, а оперативным сопровождением занимались офицеры управления ФСБ по Москве и Московской области.

По показаниям Кулиша, он входил в организованную группу, участниками которой были бизнесмен Владимир Палихата и юрист Кантемир Карамзин. Целью группы было хищение имущества ОАО «ВСУМ», приватизированного в интересах семьи бывшего гендиректора предприятия Алексея Душутина. Кулиш заявил следствию, что группой якобы руководили Палихата и Карамзин, а среди организаторов и участников хищения бывшего военного имущества были гражданин Израиля Реваз Шмерц и еще несколько человек, близких к Палихате и Карамзину. Кроме того, по версии Кулиша, в схеме участвовали специально подобранные номинальные директора родом из ближнего зарубежья, не имеющие близких родственников, друзей и определенного рода занятий, с которыми позже расправились. Кулиш заявил, что ему известно о четырех таких убийствах. По словам погибшего юриста, останки бывших номиналов могут быть «прикопаны» на приватизированных военных объектах в подмосковных Лобне и Люберцах.

палихата

Бизнесмен Владимир Палихата Фотография: Артем Коротаев / ТАСС

Назвал Кулиш и предполагаемого исполнителя убийств — выходца с Камчатки Константина Мищенко, который работал завхозом на бывших военных объектах в Лобне, Люберцах и деревне Болтино. На следующее утро после дачи Кулишом показаний оперативники ФСБ задержали Мищенко. Когда его доставили в здание ГСУ для очной ставки, Кулиш уже лежал на асфальте с разбитой головой.

По предварительной версии, юрист выпал из окна здания во время прохода по коридору. Общественная наблюдательная комиссия Москвы запросила у правоохранителей видеозаписи внутри и во дворе здания для проверки версии о самоубийстве. 15 октября сразу несколько СМИ и телеграм-каналов сообщили об увольнении после гибели Валерия Кулиша начальника десятого отдела следственной части ГСУ МВД по Москве Антона Панкова. Именно в его отделе, по словам источника RTVI, расследовалось дело о мошенничестве с бывшими объектами Минобороны.

По данным близкого к правоохранительным органам источника RTVI, обвинения в убийствах пока никому из фигурантов не предъявлены. «Уже копали на базе в Лобне, но насколько я знаю, никаких тел там пока не нашли», — рассказал собеседник RTVI. По его словам, у следствия есть имена и фамилии предположительно убитых номиналов, но даже информацию об их смерти еще надо подтвердить.

Из базы данных московских судов следует, что 14 октября 2021 года Тверской суд Москвы арестовал Мищенко по делу о мошенничестве в особо крупном размере. RTVI удалось найти жену Мищенко Анну и поговорить с ней. По словам женщины, ее супруг работал завхозом на бывшей базе военно-строительного управления в деревне Болтино (городской округ Мытищи) и Люберцах (сейчас базы находятся в частном владении) и с Кулишом знаком не был.

«Муж работает завхозом. Показывает территорию арендаторам, решает мелкие хозяйственные вопросы, «принеси-унеси», в таком стиле. Утром он уехал на работу, в 11 утра раздался звонок, в домофон ничего не видно, муж сказал: «Открывай, только не пугайся, я не один». Я открыла — влетели «маски-шоу». Их было пять человек и следователь. Муж был в наручниках весь грязный, со ссадиной на щеке. Мне сказали, что сейчас будет обыск на основании постановления. Я его не видела, следователь только помахал им. Было двое понятных. Обыска я не видела, меня посадили на кухне и сказали не выходить. Изъяли ноутбук сына, жесткие диски и флешки. Я не нашла загранпаспорт мужа, доверенность на машину и его удостоверение, видимо, тоже изъяли. Машину я не могу найти третьи сутки», — рассказала она.

С мужем поговорить Анне Мищенко не дали, но он успел ей сказать, по какому делу его задержали: «Не беспокойся, это недоразумение, мне какие-то фамилии говорят, какой-то Кулиш, я никого из них не знаю». «После этого следователь сказал: «Замолчите, не положено!». А потом смеясь добавил, что «ваш муж не с теми людьми связался». Потом его повезли на очную ставку с этим самым Кулишом, которого мы не знаем, а Кулиш вышел в окно… Какой-то беспредел происходит…», — рассказала Мищенко RTVI.

RTVI связался с Владимиром Палихатой. Предприниматель пояснил, что о случившемся знает со слов журналистов, которые уже звонили ему за комментарием. По информации Палихаты, никто из номинальных директоров, чьи имена фигурируют в материалах дела, не пострадал. «Я такими вещами не занимаюсь. И насколько я уже знаю, люди живы. Наверное, воскресли и сделали видеообращение в правоохранительные органы», — сказал он.

По словам Палихаты, он даже не был знаком с Кулишом. «Я не знаю, кто это такой. Никогда его не видел», — подчеркнул предприниматель.

RTVI отправил вопросы о гибели и показаниях Кулиша в пресс-службу главка Московской полиции и на почту, указанную в контактах на сайте Владимира Палихаты.

Кто такие Кулиш и Душутин

В 2010 году Кулиш был осужден по делу о мошенничестве (ч. 2 и 4 ст. 159 УК) и отмыванию денежных средств, добытых преступным путём (ч. 1 и 2 ст. 174-1 УК) с недвижимостью одной из структур «Оборонсервиса» — ОАО «Военно-строительное управление Москвы». Кулиш получил 12 лет лишения свободы, позже срок был сокращён до пяти с половиной лет. В своем обращении из изолятора, в 2010 году, Кулиш заявил, что исполнял приказы своего руководителя Алексея Душутина.

Выпускник МВТУ имени Баумана Алексей Душутин приходится сыном Виктору Ивановичу Душутину — советскому конструктору, работавшему еще вместе с Сергеем Королевым. Душутин-младший занимался строительным бизнесом. С 2006 года стал акционером приватизированного ОАО «Военно-строительное управление Москвы» (ВСУМ), ранее входившего в структуру министерства обороны России. В 2011 году Душутин был отстранен от управления ВСУМ после того, как обратился к тогдашнему министру обороны Анатолию Сердюкову с просьбой оградить компанию от якобы имевшего место вымогательства взяток военной приемкой. По результатам назначенной проверки уголовное дело возбудили в отношении самого Душутина. Его обвинили в незаконной продаже недвижимости ВСУМ, включая здания в центре Москвы.

Алексей Душутин

Алексей Душутин Фотография: Валерий Левитин / Коммерсантъ

Суд приговорил Душутина к пяти годам колонии. В апелляционной инстанции наказание сократили до четырех лет. Затем Душутину предъявили новое обвинение по другому эпизоду мошенничества с приватизированной военной недвижимостью. Бизнесмена держали в СИЗО до лета 2017 года, после чего отпустили под домашний арест. Тогда Душутин бежал на Украину, где, по данным «Коммерсанта», начал сотрудничать с СБУ. Сейчас бизнесмен скрывается в Канаде, писало издание со ссылкой на решение суда.

Обвиняемые и заявители меняются местами

Еще летом, 8 июня 2021 года, в Москве были задержаны Реваз Шмерц, Вячеслав Крючков и Вадим Темченко. 9 июня им было предъявлено обвинение по ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Информацию об этом RTVI обнаружил в материалах судебных заседаний на сайте Мосгорсуда. Позже Шмерцу и Темченко была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей, а Крючкову — в виде домашнего ареста. По словам источника RTVI, Крючков первым дал показания об убийствах. Именно он указал следствию, что Кулиш знает о предполагаемых убийствах номиналов.

Адвокат Шмерца Игорь Зубер подтвердил RTVI, что его подзащитный — гражданин Израиля Реваз Шмерц — был арестован по обвинению в мошенничестве в июне 2021 года. Зубер, по его словам, вступил в дело в начале октября «и сразу же уведомил посольство и консульство Израиля о факте задержания Шмерца и заключении его под стражу».

«Стороне защиты известно, что двое из так называемых следствием «соучастников», один из которых некий Кулиш, а второй — некий Крючков, оговорили нашего подзащитного, признав вину, заключив досудебное соглашение о сотрудничестве, — объяснил адвокат. — Наш подзащитный никогда не был знаком с указанными лицами, а впервые познакомился с ними в автозаке, когда их везли в суд после задержания. В ходе разговора он узнал от них, что они пошли на оговор, чтобы им избрали в качестве меры пресечения домашний арест, что и произошло».

По версии защиты, Кулиш неоднократно извинялся перед Шмерцем, что оговорил ни в чем невиновного отца пятерых малолетних детей, и пребывал в поникшем состоянии. «Общаться им удавалось, когда их везли в суд. Сторона защиты неоднократно ходатайствовала о проведении очных ставок между нашим подзащитным и лицами, его оговорившими, но следствие их не провело до сих пор», — посетовал Зубер.

Защита Шмерца обращала внимание судов на то, что ранее он имел статус представителя потерпевшей стороны по делу о хищении бывшей военной недвижимости: имущество двух компаний, принадлежащих Шмерцу, было похищено. Теперь, по версии адвокатов, следствие поменяло сторону потерпевших и обвиняемых местами. По его словам, в ГСУ расследуется еще и другое дело о хищении бывших активов Минобороны. Там иностранные компании, представителем которых был Шмерц, признаны потерпевшими, а мать и отец Душутина — обвиняемыми, которых объявили в международный розыск. «За совершение, по версии следствия, хищения того же самого имущества, у тех же самых иностранных компаний, представителем которых был Шмерц», — настаивает Зубер.

По мнению адвоката, уголовное дело против Шмерца инициировано родственниками бывшего гендиректора «ВСУМ» Душутина. Зубер считает, что Шмерц не причастен ни к какому мошенничеству и стал жертвой оговора по делу, «возбужденному почти десять лет назад, и никак не связанному с его нынешней профессиональной деятельностью».

Всё случившееся Шмерц считает «недоразумением или добросовестным заблуждением органов следствия». «Наш подзащитный прекрасный специалист в области IT-технологий. Характеризуется всеми исключительно положительно. Он глубоко верующий человек, член еврейской общины России, отец пятерых малолетних детей. В условиях СИЗО ему приходится голодать в буквальном смысле слова, потому что его родным с большим трудом удаётся передавать кошерную еду», — рассказал защитник.

По словам Зубера, с целью изменения Шмерцу меры пресечения за него поручились известные общественные и религиозные деятели, а также двое депутатов Госдумы. Среди поручителей раввины Адольф Шаевич, Берл Лазар и главный раввин синагоги на Бронной Ицхак Коган, уточнил защитник. Теперь он рассчитывает на залог или домашний арест для своего клиента. 18 октября Тверской суд рассмотрит очередное ходатайство следствия о продлении Шмерцу срока содержания под стражей.

Кто такой Владимир Палихата

Forbes называл 51-летнего Владимира Палихату «виртуозом агрессивных сделок M&A» (Mergers & Acquisitions, слияние и поглощение). По данным издания, уроженец украинского села Золотники перебрался в Москву в конце 1980-х и начинал бизнес с торговли видеоаппаратурой. Затем Палихата переключился на скупку проблемных активов. Тогда же он познакомился с основными игроками рынка недружественных поглощений, среди которых были и нынешние участники списка самых богатых россиян Forbes. Первой крупной сделкой Палихаты стала скупка долгов консервного завода в Ярославской области.

В дальнейшем Палихата стал регулярным участником акционерных конфликтов и скандальных сделок: покупка акций ульяновского завода «Контактор», универмага «Москва» и «Искитимцемента». В 2015 году бизнесмен учредил фонд Legacy Square Capital, специализирующийся на инвестициях в «стрессовые активы». Среди соинвесторов фонда — бизнесмен Михаил Гуцериев. Номинальный пакет долгов Палихата оценивает в $2,2 млрд (он покупает их с существенным дисконтом).

По просьбе вдовы первого мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Людмилы Нарусовой Палихата с 2009 года на протяжении четырех лет финансировал кинопремию «Ника». По приглашению Кирсана Илюмжинова, занимавшего пост президента ФИДЕ (1995-2018), с 2012 года бизнесмен возглавляет Шахматную федерацию Москвы. Палихата также издает российскую версию делового журнала Inс. и проводит заседания Московского столичного клуба в Центральном доме литераторов (здание принадлежит ему). Кроме того, он финансировал президентскую кампанию Ксении Собчак.

В апреле 2019 года бывшая жена экс-кандидата в президенты от КПРФ Ирина Грудинина доверила Палихате представлять ее интересы по иску против бывшего мужа. КПРФ с тех пор жалуется на рейдерскую атаку в отношении одного из своих лидеров. Все подобные обвинения Палихата называет «чушью», указывал Forbes.

Кто такой Кантемир Карамзин

Юрист Кантемир Карамзин был задержан в апреле 2019 года. Его дело получило резонанс, когда на заседании в Верховном суде стало известно о письме начальника УФСБ по Москве и Московской области генерал-полковника Алексея Дорофеева о возможном наличии у Карамзина коррупционных связей с «отдельными руководителями» Мосгорсуда.

 kantemir karamzin

Юрист Кантемир Карамзин Фотография: @kantemir_karamzin / Instagram

«Получена информация о том, что Карамзин имеет обширные связи среди высокопоставленных должностных лиц органов власти и правоохранительных органов, через которые осуществляет рейдерские захваты различных объектов бизнеса, избегая при этом уголовного преследования. По полученной информации, осуществлению противоправной деятельности Карамзина способствовали его устойчивые связи в судебной системе города Москвы. Карамзин лично знаком и находится в дружеских отношениях с рядом судей и отдельными руководителями Московского городского суда», — цитировал письмо Дорофеева РБК.

Сейчас Карамзин осужден по обвинению в мошенничестве в отношении писателя Олега Блоцкого — автора двухтомной биографии президента России Владимира Путина. Во время расследования этого дела был также арестован приемный сын Карамзина. Сам юрист отрицал все обвинения и неоднократно записывал видеообращения, в которых настаивал, что его преследует лично генерал Дорофеев.

Защита Карамзина заявляла, что главная причина преследования Карамзина — его работа в интересах канадского инвестора Марка Ричардса. Ричардс — деловой партнер бывшего гендиректора ДСК-1 Владимира Копелева. ДСК-1 — строительная компания, основанная в 1961 году. Ее силами построено 55 млн кв. м жилья в Москве и Московской области. По данным самой компании, в домах от ДСК-1 проживает каждая пятая семья в столице. Копелев работал на ДСК-1 с 1965 года, а в 1982 году стал гендиректором компании. Он оставил эту должность только в апреле 2008 года. Преемником Копелева стал Анатолий Константинов, в 2017 году возглавивший Фонд реновации московской мэрии.

По версии Карамзина, в 2016 году Ричардс решил выйти из строительного бизнеса Копелева. Его попытки вернуть себе деньги привели к арбитражным разбирательствам. Карамзин выиграл в суде дело, по которому Копелев и связанные с ним лица должны были заплатить кредиторам 15 млрд рублей. В отношении Копелева была введена процедура банкротства. За время тяжб бизнесмен попытался вывести свои активы и получить мальтийское гражданство, настаивали представители Карамзина. По их мнению, генерал ФСБ действовал в интересах Копелева, которому Карамзин разбирательствами в арбитраже заблокировал активы для создания девелоперского проекта.

В разгар общественной кампании по делу журналиста Ивана Голунова в июне 2019 года Карамзин из СИЗО записал видеообращение к Владимиру Путину, в котором попросил защиты от незаконного преследования со стороны генерала Дорофеева. Имя последнего фигурировало в расследовании Голунова о похоронном бизнесе. Адвокат Карамзина, представлявшая его интересы по прежнему уголовному делу, отказалась от комментариев по делу Кулиша, уточнив что ей ничего не известно о статусе своего подзащитного в новом деле. «Как следует из сообщений СМИ дело связано в имущественными сделками и оффшорными компаниями скорее всего дело является гражданско-правовым конфликтом, который после проигрыша в арбитражных судах, решили решить уголовно-силовыми методами», — заявила защитник Карамзина.

Алексей Сочнев, Дарья Баева, Максим Солопов