Уголовное дело о госизмене в отношении журналиста «Коммерсанта» Ивана Сафронова может быть связано с его публикацией в издании о поставках российских истребителей Су-35 Египту. Об этом пишет «Русская служба Би-би-си».
Материал вышел в «Коммерсанте» 18 марта 2019 года под заголовком «Су-35 укрепят египетскую силу» (через два месяца текст был удален с сайта). В нем говорилось, что Каир подписал соглашение с Москвой на поставку истребителей. Речь шла о поставке более двух десятков самолетов и средств авиационного поражения к ним примерно на 2 млрд долларов. Газета ссылалась на двух топ-менеджеров предприятий оборонной промышленности. Авторами материала были Сафронов и Александра Джорджевич.
Как утверждает Би-би-си, после публикации материала атташе Египта по вопросам обороны в Москве бригадный генерал Мохамед Манси отправил в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) письмо, в котором попросил российскую сторону «принять все необходимые меры и действия для заявления об отрицании такой вышеуказанной новости». Атташе ссылался на «текущую политическую ситуацию в России и Египте», пишет Би-би-си со ссылкой на копию письма.
Еще одно письмо в ФСВТС написал глава управления вооружения египетского Минобороны генерал-майор Тарек Саад Заглюль. В нем он заявлял, что из-за публикации «Коммерсанта» «генеральное командование вооруженных сил Египта оказалось в неловком положении». Он отмечал, что публикуемые в России новости о военно-техническом сотрудничестве с Египтом «будут отрицательно влиять на все действующие контракты между сторонами» и могут привести к «нежелательным результатам». Генерал попросил «ввести запрет на распространение любым органом/чиновником/СМИ любых новостей или заявлений, касающихся военного сотрудничества между двумя сторонами».
Би-би-си отмечает, что эти письма есть в материалах уголовного дела Сафронова. ФСБ при этом предъявила обвинения Сафронову в сотрудничестве с «агентами чешcкой и немецкой разведок» и истории с поставками Су-35 Египту не касается. По словам адвокатов журналиста, ни во время следственных действий, ни в судебном процессе тема материала не поднималась. Издание пишет, что подавляющее большинство документов, которые легли в основу обвинительного заключения, датированы не ранее весны 2019 года. Это следует из текста обвинительного заключения. Следователи также получили доступ к файлам на домашнем компьютере Сафронова в конце мая — начале июня 2019 года.
Адвокат Сафронова Евгений Смирнов рассказал, что за журналистом начали следить еще в 2014 году, но слежка велась по делу, возбужденному по статье о разглашении гостайны (статья 283 УК РФ). Би-би-си утверждает, что обвиняемым по этому делу Сафронов стать не мог, так как наказание предусмотрено за разглашение сведений для лиц, которым она была доверена или стала известна по службе, работе или учебе. По словам адвоката, именно весной 2019 года, после публикации о поставках Су-35 Египту, за Сафроновым стали следить по статье о госизмене.
О реакции ФСВТС на письма египетских военных ничего не известно, отмечает Би-би-си, которая направила соответствующие запросы. Что стало с контрактом на поставку истребителей в Египет, также не известно. Официально о поставках не сообщалось. В апреле и ноябре 2019 года госсекретарь США Майк Помпео предупреждал Египет о последствиях закупок у России истребителей Су-35, в том числе о введении санкций за это.
Би-би-си со ссылкой на обвинительное заключение пишет, что по поводу статьи Сафронова о контракте с Египтом следователи общались с двумя людьми — бывшим замдиректора ФСВТС Константином Бирюлиным и пресс-секретарем Рособоронэкспорта Вячеславом Давиденко. Они оба имели доступ к гостайне, отмечает издание. По словам Давиденко, Сафронов «часто звонил ему, пытаясь выведывать вопросы военно-технического сотрудничества». Бирюлин рассказал следователям, что 17 марта 2019 года Сафронов в телефонном разговоре «безуспешно пытался выведать у него сведения о количестве поставленных Россией истребителей «Су-35″».
Би-би-си также отмечает, что в архиве «Коммерсанта» можно найти десятки материалов под авторством Сафронова о военно-техническом сотрудничестве России, в том числе о сотрудничестве с Египтом.
- 30 августа прокурор в ходе прений в Мосгорсуде попросил приговорить Ивана Сафронова к 24 годам лишения свободы по делу о госизмене. Журналист находится в СИЗО с июля 2020 года. ФСБ обвиняет его в сотрудничестве с чешской и немецкой разведками и передаче сведений «о военно-техническом сотрудничестве России с ближневосточным африканским государством».
- Сафронов вину отрицает и связывает преследование с журналисткой деятельностью. Следствие и обвинение несколько раз предлагали ему признать вину в обмен на звонок матери или более мягкий срок, но он отказывался.
- Дело в отношении Сафронова комментировал в 2020 году президент России Владимир Путин. Он дважды говорил, что обвинение против него не связано с его журналисткой деятельностью. «Его судят не за журналистскую деятельность. Он не какой-то диссидентствующий журналист, который борется с властью, а его за этого прищучили, хватают и сажают в тюрьму. Это никак не связано с его профессиональной журналисткой деятельностью», — сказал Путин, отметив, что «самый большой грех, который у нас есть — это предательство».