Власти Южно-Африканской Республики вряд ли арестуют президента какого-либо государства. Об этом Bloomberg сообщили два неназванных чиновника в южно-африканском МИД, комментируя ордер Международного уголовного суда (МУС) в Гааге на арест президента России Владимира Путина.

ЮАР ратифицировала Римский статут и, исходя из этого, должна будет исполнить решение МУС, если Путин приедет в страну. Однако, по словам источников агентства, правительство ЮАР и правящая партия Африканский национальный конгресс рассматривают все возможные варианты для того, чтобы избежать выполнения ордера на арест Путина. Официальный МИД Южно-Африканской Республики не стал это комментировать.

При этом министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор в эфире государственного телевидения страны заявила, что власти проводят юридические консультации касательно ордера. «Мы ожидаем обновленного юридического заключения по этому вопросу», — сказала она. При этом Пандор отметила, что в ЮАР «обеспокоены положением народа Украины».

«Что мы хотели бы сделать, так это быть в положении, когда мы могли бы продолжать взаимодействовать с обеими странами, чтобы убедить их в необходимости мира», — отметила глава МИД ЮАР.

В августе 2023 года в ЮАР должен пройти саммит БРИКС (в союз входят Россия, Бразилия, ЮАР, Китай и Индия), на который в том числе должны были пригласить Путина, говорил посол Южно-Африканской Республики в Москве Мзувукиле Макетука. 24 марта пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сообщил, что решение о присутствии Путина на саммите БРИКС «пока не принималось». Ранее Путин несколько раз посещал саммит БРИКС, а в 2013 году прибыл на него в ЮАР.

19 марта пресс-секретарь президента ЮАР Винсент Магвенья, комментируя ордер на арест Путина, заявил, что Южно-Африканская Республика осознает свои юридические обязательства перед Международным уголовным судом. В то же время он подчеркнул, что до саммита БРИКС ЮАР продолжит «взаимодействие с различными соответствующими заинтересованными сторонами».

ЮАР сохраняет нейтральную позицию по поводу военного конфликта России с Украиной. Кроме того, в январе министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор заявила, что страна стала менее склонна критиковать Москву, а также отозвала свое требование о выводе российских войск из Украины.

  • 17 марта МУС выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и уполномоченного по правам ребенка в России Марии Львовой-Беловой по подозрению в «незаконной депортации» детей из Украины. В Кремле заявили, что Россия не признает юрисдикцию МУС и считает его решение «ничтожным».
  • Власти некоторых стран, которые признают Римский статут, заявили, что арестуют Путина в случае его приезда, об этом, в частности, говорил министр юстиции Германии Марко Бушманн. Министр иностранных дел Бразилии Мауро Виейра допустил арест Путина на бразильской территории, при этом он подчеркнул, что официальной позиции касательно решения МУС у страны нет. Конституционный суд Армении заявил, что признает обязательства, предусмотренные Римским статутом.
  • В свою очередь Венгрия, которая также ратифицировала Римский статут, заявила, что не стала бы арестовывать Путина, если бы он въехал в страну, поскольку договор не был встроен в венгерскую правовую систему и для ареста нет юридических оснований.