Генпрокуратура подала иск к основателю группы «Сумма» Зиявудину Магомедову и его старшему брату Магомеду о конфискации $750 млн, сообщил «Коммерсантъ». Эти деньги были получены с продажи «Транснефти» акций Новороссийского морского торгового порта. Магомедовых арестовали более четырех лет назад.
По данным издания, иск в Хамовнический суд подан к офшорной компании «Порт-Петровск Лимитед», зарегистрированной на Британских Виргинских островах.
По версии Генпрокуратуры, Магомед Магомедов, в 2000-е годы занимавший должность члена Совета Федерации от Смоленской области и входивший в комиссию по естественным монополиям и по промышленной политике, использовал свое служебное положение и вопреки запрету продолжал заниматься бизнесом, в том числе приобретать разные активы. Для конспирации контроль над ними он осуществлял через офшоры, а управление — через своего брата Зиявудина.
В 2004-2005 годах, как утверждает Генпрокуратура, Магомедовы стали фактическими совладельцами компании «Приморский торговый порт», которая находится в Ленинградской области. Это крупнейший российский нефтеналивной терминал на Балтике, конечная точка Балтийской трубопроводной системы.
Тем самым Магомедов, как считает Генпрокуратура, с одной стороны, входя в Совет Федерации, «был уполномочен устанавливать правила поведения для организаций, образующих собой естественные монополии, а с другой стороны, приобрел и возглавил такое предприятие».
В 2018 году зарегистрированная на Кипре «Омирико Лимитед», за которой, как сказано в иске, стоит Зиявудин Магомедов, продала акции торгового порта «Транснефти» за $750 млн. Генпрокуратура считает, что это было сделано с целью вывода денежных средств и уклонения от возмещения причиненного ущерба «в связи с неисполнением строительными компаниями Магомедовых обязательств по десяткам государственных контрактов, невозвратом полученных для их реализации бюджетных средств и началом их уголовного преследования».
Деньги от сделки подконтрольная братьям Магомедовым компания «Порт-Петровск Лимитед» разместила на счете в Сбербанке, где они были заморожены постановлением московского суда. Такой вердикт объяснялся необходимостью возместить ущерб по уголовному делу о создании организованного преступного сообщества.
Генпрокуратура считает, что средства должны быть конфискованы, так как изначально имели криминальное происхождение — не предусмотренный законом доход сенатора Магомедова, который он скрывал от декларирования и контроля. Утаивание информации, говорится в иске ведомства, позволяло Магомеду сохранять свое положение и сочетать его с бизнесом, а Зиявудину — «использовать покровительство и положение брата с целью получения высоких доходов, а также вовлекать в дальнейший оборот незаконно полученные средства, что является недопустимой формой сращивания бизнеса и публичной власти».
Дело Магомедовых
Братьев Магомедовых арестовали в марте 2018 года. Их обвиняют в создании преступного сообщества и участии в нем, а также в мошенничестве и растрате. В середине ноября 2020 года Генпрокуратура утвердила обвинительное заключение по делу братьев Магомедовых. Дело слушается на стадии представления доказательств защиты в Мещанском районном суде Москвы.
Прокуроры также заявили к обвиняемым иск о возмещении ущерба, причиненного государству, на сумму больше 5,8 млрд рублей. Всего Магомедовых обвиняют в хищениях и растратах на 11 млрд рублей.
Магомедовы свою вину отрицают. Зиявудин на момент ареста считался одним из богатейших людей России. Последний раз он входил в список богатейших бизнесменов России по версии Forbes в 2019 году — тогда его состояние оценили в $550 млн.
Всего фигурантами расследований, связанных с Магомедовыми, проходят около 20 человек, часть из которых находится в розыске и арестована в России заочно.