Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг сообщил о планах альянса значительно нарастить численность сил быстрого реагирования. Речь идет об увеличении этой части контингента примерно в семь-восемь раз, с 40 тыс. до 300 тыс. Такое намерение глава организации озвучил во время пресс-конференции, посвященной повестке трехдневного саммита организации в Мадриде, который должен начаться 28 июня.
«На саммите мы укрепим наши передовые силы обороны. Мы усилим боевые группы на восточном фланге альянса до уровня бригад. Мы трансформируем силы быстрого реагирования НАТО (NRF) и увеличим численность сил высокой готовности до уровня значительно больше 300 тыс. человек», — заявил Столтенберг.
По словам генерального секретаря альянса, помимо наращивания численности войск, речь также идет о расширении возможностей первой линии обороны (в частности, ПВО), усилении командного состава, актуализации планов обороны, включая выделение сил для защиты конкретных членов альянса.
«Эти войска будут тренироваться совместно с силами местной обороны. Они ознакомятся с местностью, инфраструктурой, расположением запасов, чтобы иметь возможность в случае экстренной ситуации отвечать стремительно и гладко. Всё вместе это означает крупнейшую реформу нашей коллективной обороны и сдерживания со времен холодной войны», — заявил Столтенберг.
Силы быстрого реагирования НАТО (NRF) — воинские формирования альянса, готовые в случае необходимости принять участие в боевых действиях, включая отдельные подразделения максимальной готовности. В NRF входят наземные, воздушные и морские части, а также силы специального назначения. На фоне российской спецоперации на Украине организация приняла решение осуществить развертывание NRF, указав в качестве причины необходимость предотвращения возможной агрессии со стороны России. До этого ни в одном из случаев развертывания об отражении прямого нападения речи не шло.
Генсек НАТО также пообещал представить трансформацию стратегии блока в соответствии с новым реалиями в сфере безопасности.
«Наша новая концепция проложит путь в новой эре стратегической конкуренции. Я ожидаю, что в ней будет четко сказано, что союзники рассматривают Россию как самую значительную и прямую угрозу нашей безопасности. Также впервые в ней будет уделено внимание Китаю и вызовам, которые Пекин создает нашей безопасности, интересам и ценностям. Также в ней будет изложен наш постоянно эволюционирующий подход к ряду других угроз и вызовов, включая терроризм, киберугрозы и гибридные угрозы», — сказал Столтенберг.
Генсек НАТО подчеркнул, что речь идет о пересмотре статуса России в стратегических документах альянса, где страна числится партнером организации. По словам Столтенберга, в новой концепции это будет исправлено.
«Я ожидаю, что союзники прямо заявят, что Россия представляет прямую угрозу нашей безопасности, нашим ценностям и основанному на правилах международному порядку», — заявил он (цитата по Reuters).
Также Столтенберг пообещал дальнейшую поддержку Украины, включая долгосрочный план по перевооружению страны и переходу с «военного оснащения советской эпохи к современному оборудованию НАТО».
Одновременно с заявлениями генсека НАТО на сайте агентства Bloomberg появилась колонка бывшего главнокомандующего Вооруженными силами НАТО в Европе адмирала Джеймса Ставридиса, участвовавшего в разработке прошлой концепции блока 2010 года. Он рассказал, о чем будет сказано в новой концепции Североатлантического альянса. По словам Ставридиса, Россия в этой концепции «будет на первом месте», тогда как Китаю отведут роль стратегического конкурента. Как указал адмирал, в документе будет подчеркнуто, что «заявки на расширение будут приветствоваться при условии соблюдения требований для вступления, изложенных в договоре НАТО». Кроме того, Ставридис указал, что в документе будет подчеркнута приверженность НАТО усилиям по Арктике, которые подкрепляются возможным присоединением к альянсу Норвегии и Финляндии. По словам автора колонки, в регионе увеличат количество учений и наблюдательных мероприятий.
В конце июня испанская газета El Pais со ссылкой на источники сообщила, что страны НАТО потенциально готовы в два раза увеличить формирования своих вооруженных сил, которые находятся в Европе.