Рост продаж бумажных книг по итогам 2022 года, по предварительным оценкам, может составить около 10-15%. Такой прогноз озвучил генеральный директор издательства «Эксмо» Евгений Капьев в эфире программы «Хроники нового мира» на RTVI.
«Как ни странно, рынок бумажных книг вырос за прошлый год. Мы еще подводим итоги, но наш прогноз — где то 10-15% роста в 2022 году точно есть. К сожалению, в основном он произошел за счет роста цен, но даже в штуках произошел небольшой прирост. Прошлый год вообще во всем издательском рынке стал лучшим годом за всю историю в мире», — заявил он.
По его словам, если в предыдущие годы рост показывали книги в электронном или аудиоформате, то в прошедшем году эти сегменты росли уже не столь активно. В частности, в самом «Эксмо», как рассказал его глава, продажи бумажных книг выросли на 20%, а «в электронке» — на уровне 5%. При этом, отметил Капьев, основными читателями бумажного носителя сегодня выступают подростки, в то время как представители поколения 55+, напротив, предпочитают электронный формат.
«Если 10-15 лет назад, когда электронные аудиокниги только появились, все думали: книге конец, всё пропало, все будет, как в одном известном фильме, — одно сплошное телевидение, всё умрет, перейдет в цифру. Прошло несколько лет, и оказалось, что ничего подобного — электронные книги не замещают бумажные», — резюмировал он.
Проблемы с рынком электронных книг связаны еще и с пиратством, указал Капьев. По его данным, посещаемость пиратских сайтов с марта 2022 года увеличилась на 30-50%. В свою очередь,падение интереса к аудиокнигам гендиректор «Эксмо» объяснил сложностью с проведением оплаты, которая возникла после прекращения работы в России некоторых иностранных сервисов на фоне боевых действий на Украине.
«Если раньше люди любили через телефон в приложении оплачивать [аудиокниги], то сейчас это невозможно, либо крайне сложно сделать. К сожалению, ушел StoryTell, и это тоже повлияло. Мы увидели, что аудитория [StoryTell], к сожалению, не перешла ни в один [другой] ресурс, мы ее не нашли больше нигде. То есть люди слушали книги и перестали», — пояснил Капьев.