Международный уголовный суд (МУС) в Гааге выдал ордер на арест президента России Владимира Путина и российского детского омбудсмена Марии Львовой-Беловой. Об этом сообщается на сайте суда.
МУС отмечает, что «Владимир Владимирович Путин, предположительно, несет ответственность за военное преступление [в виде] незаконной депортации населения (детей) и незаконного перемещение населения (детей) из [взятых под контроль] районов Украины в Российскую Федерацию». В этом же подозревают Марию Львову-Белову, следует из сообщения на сайте суда.
«Есть разумные основания полагать, что каждый подозреваемый несет ответственность за военное преступление [в виде] незаконной депортации населения», — отмечает МУС.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова написала в своем телеграм-канале, что решения МУС «для нашей страны не имеют никакого значения, в том числе с правовой точки зрения».
«Россия не является участником Римского статута Международного уголовного суда и обязательств по нему не несет. С данным органом Россия не сотрудничает, а возможные «рецепты» на арест, исходящие из Международного суда, будут для нас юридически ничтожными», — подчеркнула она.
Сенатор Андрей Клишас также написал в своем телеграм-канале, что решение МУС «не имеет никаких правовых оснований и последствий». «Сейчас юрисдикцию МУС не признают не только Россия, но и ряд государств, членов СБ ООН. Приняв столь абсурдное решение, МУС встал на путь самоликвидации», — отметил он.
16 февраля на встрече с Путиным Львова-Белова рассказала, что усыновила 15-летнего ребенка из Мариуполя (города в Донецкой области, подконтрольного России).
Что это за суд
Международный уголовный суд в Гааге — единственный постоянный международный суд уголовной юстиции в мире. Он был основан в 2002 году на основании Римского статута 1998 года, который подписали 123 страны, и занимается расследованием «серьезных нарушений» Женевских конвенций. С начала своей работы МУС инициировал более десяти расследований, в том числе разбирательства в отношении властей Венесуэлы, Нигерии и Гвинеи. Срока давности у военных преступлений нет.
Если есть основания подозревать конкретных лиц в совершении военных преступлений, МУС может выдать ордера на их арест. При этом власти отдельных стран могут проигнорировать требования суда. В перечень государств-участников МУС не входят, в частности, Россия, Китай и США.