Мосгорсуд на заседании 19 сентября признал экстремистским движение «Новое величие» и запретил его деятельность, сообщает пресс-служба суда.

Суд удовлетворил иск первого заместителя прокурора Москвы о признании неформального политического объединения (НПО) «Новое величие» экстремистским и запрете его деятельности на территории России, говорится в сообщении.

Решение суда означает запрет на демонстрацию и публикацию символики «Нового величия». Участники движения могут быть привлечены к уголовной ответственности за его финансирование и публичное распространение материалов организации.

Прокуратура обосновала необходимость признать «Новое величие» экстремистским, поскольку в противном случае оно может продолжать свою деятельность «по подрыву конституционного строя» и привлекать новых членов, передает телеграм-канал Sota из зала суда. Прокуратура посчитала запрет движения единственным возможным выходом, поскольку «Новое величие» как юридическая организация не зарегистрирована и не может быть ликвидирована, пишет канал.

Дело «Нового величия»

В марте 2018 года в Москве по обвинению в создании экстремистского сообщества задержали 10 человек ― Марию Дубовик, Анну Павликову, Вячеслава Крюкова, Руслана Костыленкова, Сергея Гаврилова, Петра Карамзина, Максима Рощина, Дмитрия Полетаева, Павла Ребровского и Рустама Рустамова. Павликовой на момент ареста было 17 лет, самым старшим в группе был 39-летний Рощин.

По версии следствия, фигуранты дела были участниками движения «Новое величие», созданного в декабре 2017 года. Изначально они переписывались в телеграме и встречались в кафе, позже, как считает обвинение, начали расклеивать антиправительственные листовки и участвовали в оппозиционных акциях.

Следствие утверждало, что участники «Нового величия» хотели устроить в России госпереворот и захватить власть. Защита фигурантов дела утверждала, что организация была создана в результате провокации со стороны спецслужб. Суд счел эти утверждения недоказанными.

Дело несколько раз комментировал президент России Владимир Путин. В 2018 году в ответ на просьбу членов Совета по правам человека разобраться в деле заявил, что участники «Нового величия» планировали вербовать новых членов на Северном Кавказе, в Поволжье и в Крыму, а также проводили тренировки по боевой подготовке и изготовлению зажигательных смесей.

В 2019 году, комментируя слова членов СПЧ о предполагаемой провокации, Путин отметил, что что участники движения «могли взять и уйти», если им не нравились предложения «внедренного агента». Через год на очередной встрече с правозащитниками, которые подняли тему «Нового величия», президент заявил, что нет «никакого желания абсолютно хватать и не пущать, но есть желание оградить общество от каких-то проявлений экстремизма, от взрывов в метро и проявлений подобного рода».

Суд по делу «Нового величия» назначил Дубовик, Павликовой, Рощину и Полетаеву условные сроки от четырех лет до 6,5 года. Костыленков, Карамзин и Крюков получили реальные сроки от семи до шести лет колонии, все трое уже вышли на свободу. Рустамов заключил сделку со следствием и получил полтора года лишения свободы условно.

Ребровский, который сначала тоже заключил сделку со следствием и дал показания против обвиняемых, получил 2,5 года колонии. Позже он отказался от своих показаний, заявив, что давал их под давлением и рассчитывал на условный срок. После этого ему увеличили наказание до шести лет колонии. В 2022 году суд смягчил срок Ребровскому до пяти лет. Последний фигурант дела, Сергей Гаврилов, уехал из России и получил убежище на Украине.