Организатором правопопулистских антимигрантских акций в Хемнице оказался сооснователь организации помощи беженцам «Культурное объединение „Толстой“» (Kultruverein Tolstoi e.V.) Мартин Кольманн. Об этом 5 сентября рассказал влиятельный политический тележурнал Report Mainz, который выходит на телеканале SWR.
Кольманн, у которого есть своя адвокатская контора, формально не участвовал в ассоциации. Он был юридическим советником «Толстого» и до 2016 года руководил юридическим отделом ее партнера — русскоязычного журнала «Берлинский телеграф». По данным Report Mainz, адреса конторы Кольманна и объединения помощи мигрантам долгое время совпадали.
В документах городского суда Хемница, однако, говорится, что Кольманн — один из семи организаторов «Толстого» с правом голоса. Среди его клиентов Report Mainz называет выходцев из бывшего СССР и Афганистана. Кольманн сказал, что представляет интересы многих беженцев. По его словам, ему симпатичней чеченские «борцы за свободу, которые рисковали жизнью за родину, чем немецкие левые, которые свою родину ненавидят».
Также Кольманн был сооснователем движения Pro Chemnitz, которое организовало антимигрантские митинги в Хемнице. Эту организацию считают правопопулистской. На сайте движения говорится, что движение выдвинуло Кольманна кандидатом в мэры Хемница.
26 и 27 августа в Хемнице прошли акции ультраправых активистов. Во время митинга они выкрикивали нацистские приветствия и антимигрантские лозунги. Защитники беженцев провели ответные акции протеста. Они обвинили ультраправых в попытке «заработать популярность» на смерти гражданина Германии 26 августа. По подозрению в этом убийстве задержали сирийца и уроженца Ирака, которые претендовали на статус беженцев.
«Культурное объединение „Толстой“» основали в 2014 году, чтобы беженцы могли ассимилироваться в Германии. На его сайте отмечается, что организация предоставляет юридическую поддержку, проводит культурные мероприятия и устраивает курсы немецкого языка. При ассоциации есть библиотека книг на русском, украинском и немецком языках. Организацию финансировали, в частности, местные, земельные и федеральные власти Германии.