В Кремле предпочитают не верить сообщениям о похищении жены бывшего судьи Верховного суда Чечни, не получив подтверждения. Об этом сказал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Вообще фантастическая история <…>. Мы предпочитаем не верить таким сообщениям без подтверждений, уж слишком в неправдивое время мы живем», — заявил Песков (цит. по РБК).
По словам пресс-секретаря, Кремль не будет разбираться с похищением Мусаевой — за это должны отвечать правоохранительные органы. «Это не наша прерогатива. Если были какие-то заявления в полицию, то полиция уже работает», — сказал он (цит. по ТАСС).
Песков также подчеркнул, что правоохранительные органы по всей России работают по одним и тем же законам, поэтому привилегий или «особого статуса» у силовиков из Чечни нет. «Это же не какие-то суверенные подразделения. Мы единая страна <…> Никакого особого статуса нет и быть не может, у нас единое правовое поле», — отметил он.
Сайди Янгулбаев позже заявил, что история с избиением и похищением его супруги чеченскими силовиками — реальность, а не «фантастика», как ее оценил Песков.
«Я подтверждаю, что мою супругу похитили сотрудники правоохранительных органов, из которых только один показал удостоверение, и увезли в неизвестном направлении, скорее всего в Чечню», — сообщил он. Видеообращение судьи RTVI предоставили юристы «Комитета против пыток»*.
Помощник руководителя «Комитета против пыток»* Олег Хабибрахманов сказал RTVI, что заявление о похищении жены экс-судьи уже подано в правоохранительные органы.
«Сейчас работает следственная группа, идет выемка записей камер видеонаблюдения и опрос свидетелей преступления», — сказал он.
Похищение Мусаевой
По данным «Новой газеты», 20 января чеченские полицейские приехали в Нижний Новгород к судье Верховного суда Чечни в отставке Сайди Янгулбаеву с требованием к нему и его жене, Зареме Мусаевой, отправиться в Чечню на допрос. Они пытались увезти супружескую пару, а также их дочь, однако силовикам удалось забрать с собой только жену экс-судьи, рассказали ее родственники.
По словам дочери судьи, Мусаева тяжело болеет — у нее диабет. Кроме того, к семье, в том числе и к больной Мусаевой, применяли физическую силу, отметила она.
В «Новой газете» также пояснили, что только один из чеченцев, которые зашли в квартиру к судье, показал свои документы. При этом Янгулбаев, будучи судьей в отставке, сохраняет статус судьи, и тем самым гарантии личной неприкосновенности.
Правоохранители также не сказали, по какому вопросу супружескую пару хотят допросить. Издание пишет, что семья не получала до этого повесток с приглашением явиться на допрос.
Сын Янгулбаевых, Абубакар, известен как юрист правозащитной организации «Комитет против пыток»*. В декабре его задержали. В квартире юриста в Пятигорске также провели обыски.
Кроме того, Абубакар рассказывал о том, что у него исчезли 40 родственников в Чечне (о похищении своих родственников тогда также говорили различные чеченские блогеры, в том числе Тумсо Абдурахманов). Абубакар предположил, что они могли быть задержаны по причине его правозащитной деятельности.
Правозащитник связал интерес со стороны правоохранительных органов с подозрениями, что он может быть причастен к оппозиционному Telegram-каналу 1ADAT. Абубакар отрицает свою причастность к каналу.
Второй сын семьи, Ибрагим, сидел в чеченском СИЗО — его обвиняли в возбуждении ненависти во «ВКонтакте».
* юрлица этой правозащитной организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации