Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что у Владимира Путина нет планов разбираться с делом Заремы Мусаевой — жены чеченского судьи Сайди Янгулбаева, которая была задержана чеченскими силовиками. Об этом представитель Кремля сказал «Эху Москвы».
«Насколько я понимаю, у президента нет таких планов», — заявил Песков.
Кроме того, пресс-секретарь не считает, что Мусаеву держат в заложниках.
«Почему она в заложниках? Не соглашусь, наверное. Дети [Мусаевой] же действительно находятся за границей. Они даже не находятся у нас в стране. Мы можем с вами только предполагать [почему]», — отметил Песков.
По его словам, если семье Янгулбаевых «кто-то угрожает, то они, наверное, должны конкретно назвать того, кто и как им угрожает».
«Там есть определенные обвинения в адрес Кадырова, которые озвучиваются из-за границы. <…> Если у этих граждан Российской Федерации есть опасения, связанные с их безопасностью, то они как минимум должны обратиться в правоохранительные органы. Никакой необходимости для Кремля следить за этим нет», — сказал Песков.
Пресс-секретарь главы государства ранее уже говорил, что Кремль не интересуется происходящим с Мусаевой. «Вообще фантастическая история <…>. Мы предпочитаем не верить таким сообщениям без подтверждений, уж слишком в неправдивое время мы живем. <…> Это не наша прерогатива. Если были какие-то заявления в полицию, то полиция уже работает», — говорил он.
Задержание Мусаевой
20 января в Нижнем Новгороде чеченские силовики попытались задержать экс-судью Верховного суда Чечни Сайди Янгулбаева и членов его семьи. Силовикам удалось забрать с собой только супругу судьи, Зарему Мусаеву, которую впоследствии увезли в Чечню и задержали на 15 суток за «оскорбление и нападение на полицейского».
Telegram-канал Baza писал, что на Мусаеву также завели уголовное дело по статье «Применение насилия в отношении представителя власти» — в отделе полиции она, якобы, расцарапала лицо полицейскому. По данным Telegram-канала, ей может грозить до 10 лет лишения свободы.
Оставшиеся члены семьи Янгулбаевых уехали из страны из-за опасений за свою жизнь после слов главы Чечни Рамзана Кадырова, которые они сочли угрозой. «Как бы там ни было, заявляю, что эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей. <…> Пока жив хоть один чеченец, свободно наслаждаясь жизнью ходить члены этой семьи уже не смогут», — писал Кадыров в своем Telegram-канале.
Янгулбаевы связывают преследование с тем, что один из из сыновей, Абубакар, занимался правозащитой в «Комитете против пыток»*. Кроме того, его подозревают в связях с чеченским оппозиционным Telegram-каналом 1ADAT**, в котором критикуются власти Чечни. Против второго брата — Ибрагима Янгулбаева —возбудили уголовное дело по статье о публичных призывах к террористической деятельности.
В сети также публиковалась переписка, согласно которому сторонники канала в Стамбуле, якобы, планируют создать свою ЧВК и имеют поддержку у неких турецких силовиков. Последние, якобы, также «дали зеленый свет на убийства кадыровцев» на территории Турции.
RTVI говорил с Ибрагимом Янгулбаевым по поводу дела его матери, Заремы Мусаевой.
* юрлица организации были признаны иноагентами, сейчас она работает без регистрации
**заблокирован Роскомнадзором за размещение запрещенной в РФ информации и публикацию материалов, признанных судом в Чечне экстремистскими