У реставраторов Третьяковской галереи появились серьезные вопросы к компании «Арт-курьер», перевозившей икону «Троица» Андрея Рублева из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру и обратно. Это следует из документа, обнародованного в телеграм-канале «Ку-ку (Курьер культуры)». Официально Третьяковка утверждает, что «гастроли» реликвии не сказались на ее состоянии, однако окончательный вывод реставраторы сделают через полгода, утверждает эксперт.
Свои претензии к «Арт-курьеру» реставраторы сформулировали в докладной записке на имя и.о. директора Третьяковской галереи Рината Шигапова. «В моем распоряжении оказался внутренний документ Третьяковки, исходя из которого ясно, что перевозка «Троицы» прошла с критическими нарушениями», — написала ведущая телеграм-канала, искусствовед Ксения Коробейникова.
Реставраторы утверждают, что икону якобы перевозили в обычной витрине, а не в специальной капсуле, и что компания-перевозчик не предоставила сотрудникам достаточно времени для качественного дооборудования витрины необходимыми датчиками. При этом, сказано в докладной записке, витрина не обеспечивала должный температурно-влажностный режим, а крепления стекол были слабыми.
Галерея официально ничего подобного не утверждала. «Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева вернулась из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Государственную Третьяковскую галерею в привычные и необходимые для нее условия хранения, — пишет официальный телеграм-канал музея. — Сейчас ее изучают реставраторы, видимых признаков ухудшения состояния этого важнейшего произведения древнерусского искусства не выявлено». После детального и всестороннего обследования иконы будет принято решение о сроках возвращения «Троицы» на привычное место в экспозиции Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, утверждают официальные представители ГТГ, отмечая, что видимых повреждений транспортировка иконе не нанесла.
О том, отразилось ли путешествие на состоянии уникальной реликвии, можно будет судить через полгода, рассказала RTVI Коробейникова.
«В течение этого времени могут вылезти самые разные подробности. В любом случае, если влага попала между досок, они в течение определенного времени могут на нее реагировать — или не отреагировать. Сейчас важно, что реставраторы, хранители зафиксировали все нарушения, если таковые были».
Вопросы, по словам искусствоведа, у реставраторов возникли к компании, изготовившей витрины для перевозки иконы. «»Арт-курьер» — одна из ключевых компаний по перевозке произведений искусства в России. У них практически нет конкурентов, они считаются лучшими в России», — отметила Коробейникова. Однако, добавила она, данный случай — исключительный: «Троицу» Рублева за последние сто лет транспортировали пока только один раз — в эвакуацию в Новосибирск во время Великой Отечественной войны. Искусствовед допустила, что такую перевозку, как в данном случае, нужно было «прорабатывать более тщательно и продолжительно».
RTVI обратился в компанию «Арт-курьер» за комментарием, однако там сослались на невозможность предоставить его оперативно.
Компания «Арт-курьер» входит в немецкую группу компаний Hasenkamp (по данным СПАРК, ей принадлежит доля в 50%). Hasenkamp позиционирует себя глобальным оператором по перевозке культурных ценностей со столетней историей. На своем сайте «Арт-курьер» называет себя постоянным партнером Sotheby’s в СНГ.
Компания уточняет, что «оказывает услуги в сфере организации российских и международных выставочных проектов, хранения и транспортировки произведений искусства из собраний крупнейших музеев мира, а также частных коллекций». «Арт-курьер» подчеркивает, что тесно сотрудничает с министерством культуры России и оказывает услуги по упаковке и транспортировке музейных ценностей автомобильным, воздушным, железнодорожным и морским транспортом, предоставляет специальный упаковочный материал и тару, организует профессиональную вооруженную охрану, а также занимается проектированием и созданием экспозиций с использованием специализированного выставочного оборудования, в т.ч. профессиональных витрин.
Среди авторов благодарственных писем, полученных компанией, на ее сайте среди прочих указаны музей-заповедник «Московский Кремль», Государственный исторический музей, Центральный музей вооруженных сил и Государственная Третьяковская галерея.
Пока что внутренний документ лег на стол и.о. директора ГТГ Рината Шигапова, утверждает Коробейникова, никаких официальных претензий галерея никому не предъявляла.
«Троицу» доставили в Троице-Сергиеву лавру 17 июля по случаю 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, а уже 19 июля ее вернули обратно. В реставрационном сообществе настаивали на губительности перевозки для ветхой реликвии (икона датируется первой половиной XV века), а служители культа — на необходимости прибытия «Троицы» в Лавру, для которой в свое время она и была написана.
«Этот конфликт начался не сейчас, он идет десятилетиями, — полагает Коробейникова. — Другое дело, что сейчас он просто становится стремительным и набирает какие-то молниеносные обороты». Передачу «Троицы» для богослужений эксперт считает одним из возможных переломных моментов в противостоянии сторонников возвращения церкви ценностей религиозного значения и теми, кто уверен, что шедеврам место в специально оборудованных музеях и их запасниках.
«Это прецедент, который просто может нарушить окончательно суверенитет музеев над хранимыми ими ценностями — и, в конечном счете, привести просто к утрате этих ценностей», — полагает Коробейникова. Она подчеркнула, что храмы и другие объекты культа зачастую не обладают достаточным оборудованием и инфраструктурой для поддержания режима, оптимального для сохранности реликвий.
«Мы знаем в нашей истории примеры, — например, та же Боголюбская [икона Божией Матери]», — напомнила эксперт. Эту икону передали РПЦ и поместили в специальную витрину в Княгинином монастыре во Владимире. «За ней, вроде бы, следили. Но в результате произошли катастрофические проблемы с красочным слоем, после чего 20 лет Боголюбская находится на реставрационном столе. До сих пор неизвестно, смогут ли восстановить красочный слой и сможем ли мы когда-нибудь увидеть эту икону», — рассказала искусствовед.
Однако политическая конъюнктура, отметила Коробейникова, складывается совсем не в пользу музейщиков, так как Госдума готовится рассмотреть поправки, описывающие механизм передачи экспонатов религиозного значения в храмы. «Важно понимать, что иконы — это объекты поклонения, это не художественные произведения в классическом смысле. Это часть нашего религиозного мировоззрения. Вместе с тем необходимо проработать механизм постепенной передачи икон в храмы с сохранением бюджетного финансирования в рамках обеспечения условий хранения и безопасности, реставрации святынь. Если потребуется, мы готовы внести соответствующие изменения в законодательство», — процитировало агентство «Интерфакс» инициатора законопроекта, председателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергея Гаврилова.