27 октября Twitter полностью перешел под управление основателя Tesla и SpaceX Илона Маска, который завершил сделку на сумму $44 млрд. С приходом миллиардера в компании начались сокращения, а также появился специальный совет, который будет заниматься модерацией выпускаемого контента. О том, что происходит внутри компании и с самой социальной сетью после ее покупки Маском — в материале RTVI.
Еще в апреле этого года, когда разговоры о покупке Twitter только начинались, Bloomberg, ссылаясь на источники, писал, что Маск планировал минимизировать расходы компании за счет сокращения рабочих мест.
20 октября, почти за неделю до завершения сделки The Washington Post (WP) сообщил, что в разговоре с потенциальными инвесторами Маск рассказал о планах избавиться почти от 75% из 7500 сотрудников компании, сократив ее до минимального штата численностью чуть более 2000 человек.
Как отмечает газета, предыдущее руководство Twitter и так планировало сокращать зарплатный фонд примерно на $800 млн к концу следующего года, что, как пишет WP со ссылкой на корпоративные документы и слова источников, «означало бы увольнение почти четверти рабочей силы». Помимо этого, компания планировала серьезно сократить свою инфраструктуру, в том числе центры обработки данных, обеспечивающие работу сайта для более чем 200 миллионов пользователей.
«Захват Twitter»
За день до завершения сделки Маск пообещал, что не будет сокращать 75% персонала компании, о чем со ссылкой на источники написал Bloomberg. Однако в первый же день на посту руководителя компании миллиардер уволил нескольких топ-менеджеров, среди которых гендиректор Twitter Параг Агравал, финдиректор Нед Сигал, глава отдела по правовой политике Виджая Гадде. По данным WP, свою должность после смены владельца Twitter оставил также юрисконсульт Шон Эджетт.
После этого, как пишет Forbes, сотрудники стали готовиться к тому, что сокращение штата — это лишь вопрос времени. По словам одного из работников компании, «люди были в панике», особенно после того, как в офис Twitter в Сан-Франциско пришел «небольшой батальон новых юристов». При этом, внутри компании «никаких сообщений об увольнениях не было», рассказал Forbes собеседник. По его словам, чтобы хоть что-то узнать о происходящем люди просто листали ленту Twitter по хэштегу #TwitterTakeover («Захват Twitter»).
Это же подтвердили и трое собеседников The New York Times (NYT). По их словам, они не получили никакой информации от компании и просто полагались на новостные сообщения. В то же время, двое других работников Twitter рассказали NYT, что на фоне ожидания массовых увольнений некоторым сотрудникам предложили распечатать копии написанных ими кодов в качестве возможного доказательства проделанной работы.
Компенсации и увольнения
О том, что сокращения сотрудников начались, 30 октября сообщил The New York Times со ссылкой на четыре источника, знакомые с ситуацией. Насколько в итоге будет урезан штат газета не уточнила, однако три собеседника рассказали изданию, что «некоторые команды должны быть сокращены больше, чем другие». В свою очередь, исполнительный директор Gerber Kawasaki Wealth and Investment Management Росс Гербер со ссылкой на главу семейного офиса миллиардера Джареда Бирчелла рассказал, что увольнение может коснуться половины сотрудников.
По данным газеты, увольнения должны пройти до 1 ноября. Таким образом, пишет The New York Times, Маск хочет избежать выплаты сотрудникам грантов в виде акций компании, которые составляют значительную часть их заработной платы. При этом, по условиям сделки о покупке Twitter, Маск должен был платить работникам реальными денежными средствами, а не акциями, уточняет издание.
Ранее Bloomberg подсчитал, что компенсация только уволенной верхушке компании может составить более $100 млн. Речь идет о выходном пособии в размере годового оклада, акциях компании, а также страховке здоровья стоимостью около $31 тыс. за каждого. В частности, Агравал может получить около $50 млн, Сигал — $37 млн, Гадде — $17 млн.
Модерация контента и свобода слова
Еще в апреле, объясняя свои планы купить Twitter, Маск заявил, что хочет изменить правила соцсети, за которую ее критикуют последние годы, и превратить ее в место «выражения свободы слова по всему миру». В 2021 году большая дискуссия о свободе слова и обязанности платформ бороться с манипуляциями и дезинформацией развернулась из-за блокировки аккаунта бывшего президента США Дональда Трампа. Руководство соцсети тогда объяснило это тем, что сообщения Трампа могли вдохновить пользователей на протесты, подобные штурму Капитолия 6 января того года. Однако критики Twitter посчитали действия компании нарушением свободы слова, противоречащим конституции США.
В своем первом после завершения сделки посте Маск написал, что «птица освобождена», сделав отсылку к логотипу соцсети. На сообщение миллиардера почти сразу отреагировал комиссар Европейской комиссии по внутренним рынкам Тьерри Бретон, который предупредил, что в Европе «птица пролетит мимо» правил модерации контента Евросоюза. Как поясняет Bloomberg, в Евросоюзе в этом месяце вступил в силу новый закон о цифровых услугах, который наделяет Еврокомиссию правом контролировать технические платформы и требовать от них удаления незаконного контента, начиная от террористической пропаганды и заканчивая рекламой небезопасных игрушек.
Модерация контента, отмечает издание, всегда была сложной задачей для технологических компаний, которые в вопросе его удаления полагаются на сочетание алгоритмов и контроля со стороны человека. По данным исследования Нью-Йоркского университета, в Твиттере модерацией контента занимается около 1500 человек. К примеру, в Meta* это делают 15 тыс. сотрудников, в продуктах Google — 10 тыс.. По словам экспертов, на которых ссылается агентство, подобного объема недостаточно, чтобы должным образом контролировать контент в социальных сетях. И даже несмотря на отказ Маска увольнять 3/4 сотрудников, делает вывод Bloomberg, «любые планы лишить компанию модераторов контента, вероятно, еще больше усложнят контроль над незаконными сообщениями» как в странах ЕС, так и во всем мире.
Как написал NYT, для решения вопроса модерации контента Маск создал в Twitter «военную комнату», где будут пересматриваться продукты и политика компании. Сам бизнесмен сообщил, что «Twitter сформирует совет по модерации контента». В него, по его словам, войдут люди «с самыми разными точками зрения».
«До созыва этого совета не будет приниматься никаких важных решений касательно контента или восстановлений [заблокированных] аккаунтов», — заявил миллиардер.
В самой социальной сети, пишет New Your Times, некоторые республиканцы и консервативные представители СМИ приветствовали нового владельца. В частности, бывший президент США Дональд Трамп на своей собственной социальной платформе Gettr, которую он запустил в ответ на блокировку аккаунта в Twitter, заявил, что он «очень счастлив, что компания теперь в нормальных руках».
*- признана экстремистской организацией и запрещена в России.