Литва внесла патриарха Кирилла в список нежелательных лиц и запретила въезд в страну до 2027 года. RTVI выяснил, как это решение оценили в РПЦ, и почему действия Вильнюса подрывают принципы религиозной свободы.

В министерстве внутренних дел Литвы пояснили, что патриарх «сознательно отрицает территориальную целостность и суверенитет Украины», а также «оправдывает и поддерживает агрессивные действия России, грубо нарушающие нормы и принципы международного права».

По словам представителей литовского ведомства, в своих публичных выступлениях Кирилл называет украинцев «»пособниками нацистского режима», которых следует депортировать или уничтожить».

Замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе:

Николай Галкин / ТАСС

Мы считаем, что попытки наложения санкций на религиозных лидеров в принципе противоречат самому представлению о религиозной свободе, потому что позиции религиозных деятелей касаются только их общин. И то, что они говорят, относится к внутренней деятельности церкви. И, конечно, эти попытки, которые уже реализованы правительством Канады и Великобритании, по большому счету подрывают сам принцип религиозной свободы.

Конечно, эти попытки следует рассматривать в контексте так называемой «отмены русской культуры».

В условиях, когда мы слышим об очередном запрете концертов или спектаклей, связанных с русскими композиторами, литераторами и так далее, то, конечно, и санкции против патриарха смотрятся в этом контексте как некое печальное продолжение борьбы с русской культурой.

Но практический смысл этих санкций не вполне понятен. Во-первых, ничто не может нарушить молитвенного единства, которое существует у верующих. Последний раз с подобными попытками ограничить общение патриарха с паствой мы сталкивались, пожалуй, в районе 20-30-х годов [XX века] в эпоху военного коммунизма. Тогда что-то подобное было. Но нам казалось, что это никогда не повторится.

Однако правительство этой страны хочет построить преграды для единства церкви, епископа и паствы. Кроме разочарования и удивления, это ничего вызывать не может.

Это, действительно, какие-то большевистские методы. Потому что запретить общаться верующим с главой религиозной общины, я не говорю даже про РПЦ, это некая форма совершенно антирелигиозного ведения дел.

Настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей РПЦ Владимир Вигилянский:

Юрий Машков / ТАСС

Есть такое выражение — плевать против ветра, когда слюна с порывами ветра летит обратно. Вы посмотрите, какая поддержка у патриарха в России. Его искренне любит большая часть населения.

Видимо, чтобы Литву ненавидели простые русские люди, которые далеки от политики, они взяли религиозного лидера и начали действовать как большевики, которые арестовывали патриарха Тихона и так далее.

Вот и Литва пошла по большевистскому пути. Туда им и дорога. Скоро и лагеря будут. Цензуру они уже ввели, массу запретов. Будет еще один тип большевистского террора. Большевики ведь тоже с этого начали, когда решили убрать религиозную основу [общества]. Остается только их пожалеть, потому что они глупые. Если Господь хочет кого-то наказать, то он отнимает разум.