Среди сторонников спецоперации, которую проводят российские войска на Украине, превалируют госслужащие и сотрудники правоохранительных органов, а среди противников — работники сфер науки и культуры, представители СМИ и рекламных фирм. Такие выводы сделал РБК по итогам социологического исследования компании Russian Field.
Этот опрос стал уже шестым по счету, проведенным с начала спецоперации. Он проходил 2-5 мая по телефону и охватил 1 609 респондентов из всех регионов страны.
Общий уровень поддержки
Больше половины участников — 55% — заявили, что если бы у них была возможность отменить спецоперацию, они бы этого не сделали. Пожелание об ее отмене высказали 29% респондентов.
В поддержку спецоперации высказались 59% опрошенных мужчин и 52% женщин, против — 25% и 32% соответственно. Остальные либо отказались отвечать, либо затруднились с ответом.
Разница в ответах между респондентами, имеющими друзей или родственников на Украине, оказалась несущественной: 65% из них высказались за спецоперацию, 60% — против.
Молодые и малоимущие
Меньше всего поддерживающих спецоперацию (42%) оказалось в возрастной группе от 18 до 29 лет. «С возрастом число ее сторонников растет», — сделали вывод в РБК.
Аналогичная тенденция прослеживается и в группах по материальному положению: более трети наименее обеспеченных респондентов (тех, кому не хватает денег даже на еду или хватает только на питание и одежду) высказались за завершение спецоперации, но по мере роста дохода опрошенных уровень ее поддержки увеличивался.
Среди сторонников спецоперации 71% респондентов не опасаются за свои сбережения, а 54% не имеют таковых вовсе. Среди противников 47% признались, что склонны волноваться за накопленные средства.
Москва и регионы
С точки зрения регионов самый высокий процент не поддерживающих спецоперацию зафиксирован в Москве (38% при 48% выступивших за нее). При этом аналогичный опрос, проведенный в середине марта, показывал, что больше половины москвичей одобряют действия российских военных на Украине, а апрельский продемонстрировал еще больший прирост их доли.
В остальном доля противников действий российских войск на Украине оказалась выше в Северо-Кавказском (СКФО) и Сибирском федеральных округах (СФО), а сторонников — в Дальневосточном (ДФО) и Центральном округах (ЦФО).
Пенсионеры и студенты
В профессиональном плане поддержку спецоперации чаще всего выражали:
-
респонденты, работающие в правоохранительных органах (80%),
-
пенсионеры (63%),
-
государственные служащие (62%),
-
сотрудники сферы ЖКХ (54%).
Наиболее высокая доля выступающих против спецоперации была зафиксирована среди:
-
работников науки (85%),
-
сотрудников сферы рекламы и СМИ (54%),
-
работников культуры (40%),
-
студентов и безработных (около 40%).
«Сарафанное радио» и Telegram
Позиция против спецоперации оказалась более распространена среди тех, кто бывал за границей (34%), чем у респондентов, которые никогда не покидали пределов России (25%).
Основным источником информации о событиях на Украине для опрошенных, поддерживающих спецоперацию, оказались:
-
телевизионные новости (66%),
-
«Яндекс» или Google (56%),
-
«сарафанное радио» (50%).
Придерживающиеся противоположной точки зрения черпают сведения из:
-
интернет-СМИ (48%),
-
публикаций в группах в социальной сети «ВКонтакте» (47%),
-
телеграм-каналов (38%),
-
новостей на YouTube (42%).
Успех и продолжение
Оценка эффективности спецоперации предсказуемо разнится в зависимости от того, поддерживает ее респондент или нет.
Среди тех, кто выступил в поддержку действий России на Украине, 79% заявили, что российские войска действуют там успешно. Среди противников спецоперации 72% считают, что об успехе армии говорить не приходится.
Такая же зависимость прослеживается по поводу дальнейшей судьбы спецоперации: среди ее сторонников 84% высказались за ее продолжение, а среди противников 63% — за переход от боевых действий к мирным переговорам.
На ком лежит ответственность
Среди выступающих против спецоперации 93% возлагают ответственность за обострение ситуации на Россию, среди ее сторонников большинство винят во всем коллективный Запад (США, НАТО, Евросоюз и т.д.) или Украину.
Схожую позицию эти группы респондентов заняли по поводу того, кто виноват во введении антироссийских санкций (противники спецоперации в 60% случаев винят саму Россию).
Аналогичным образом опрошенные распределились и при ответе на вопрос о том, как спецоперация повлияет на позиции России на мировой арене: 71% сторонников боевых действий убеждены в положительном эффекте, а 65% противников — в обратном.
Примерно такая же картина просматривается и по вопросу о восстановлении границ Советского Союза: поддержку такому сценарию выразили 77% сторонников спецоперации, против высказались 66% ее противников.