Участники 26-й Конференции ООН об изменении климата (COP26) подписали итоговое соглашение. Документ войдет в историю как Климатический пакт Глазго. Впрочем, соглашение вызвало нарекания, а генсек ООН заявил, что на COP26 не удалось достичь решения ряда климатических задач.
Об итогах саммита и о том, почему принятое соглашение вызвало волну критики, — в материале RTVI.
Что происходило на саммите
Международный форум в Глазго (Шотландия) начался 31 октября и завершился в минувшую пятницу, 12 ноября. В нем приняли участие делегаты без малого 200 стран: представители правительств, НКО, бизнеса, научного сообщества, коренных народов, духовенства и других групп. В течение двух недель им предстояло решить, как защитить экологию планеты в ближайшие годы, и обсудить, какие обязательства на себя готовы взять политики. Саммит мировых лидеров в рамках COP26 состоялся 1 и 2 ноября. На мероприятие приехали президент США Джо Байден, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон, президент Франции Эмманюэль Макрон, премьер-министр Италии Марио Драги, президент Украины Владимир Зеленский, и.о. канцлера Германии Ангела Меркель и другие высокопоставленные политики. Среди наиболее заметных глобальных инициатив, принятых на климатическом саммите в Глазго, можно выделить три: декларация о лесах и землепользовании, декларация о сокращении выбросов метана на 30% к 2030 году и декларация о внедрении передовых зеленых технологий. При этом Россия присоединилась только к первому из трех соглашений — о сохранении лесов. Декларацию о сокращении выбросов метана не поддержала не только РФ, но также и Китай, Иран и Индия. Эти страны входят в десятку крупнейших эмитентов этого газа. В то же время шесть других крупнейших источников выбросов метана — США, Бразилия, Индонезия, Нигерия, Пакистан и Мексика — подписали декларацию.
Смягчение формулировок в последний момент
Итоговый проект соглашения вызвал противоречия среди стран-участниц. В результате текст документа был согласован с опозданием на сутки. В последний момент в проект соглашения были внесены изменения — более мягкие формулировки по углю и ископаемому топливу.
Об этом вечером 13 ноября заявил председатель COP26, член британского кабинета министров Алок Шарма.
«Я приношу извинения всем делегатам за то, как проходил этот процесс, и глубоко сожалею [по поводу изменений, внесенных в текст итогового заявления в последнюю минуту]. Я понимаю сильное разочарование, однако, как отмечали и вы, было жизненно важно защитить этот пакет документов [от угрозы неутверждения]», — отметил он перед тем, как одобрить последние правки (цитата по РИА Новости).
В проекте соглашения речь шла о полном и максимально быстром прекращении использования угля. Однако фразу «поэтапный отказ» от угля в документе заменили на «поэтапное сокращение» его использования. На корректировке настояли Индия, Китай и другие зависимые от угля страны, которые считаются одними из крупнейших источников выбросов углекислого газа.
По словам министра экологии Индии Бупендера Ядава, развивающиеся страны не могут обещать отказа от ископаемого топлива, когда у них на повестке дня — стратегии развития и борьба с бедностью, сообщает Fiinbi.ru.
Поправка не устроила европейские страны, но подпись Индии под договором крайне важна, поскольку она занимает третье место в мире по объемам загрязнения окружающей среды.
Соглашение об угольной энергетике позволяет странам частично выполнять свои климатические обязательства за счет покупки квот у других стран. В принятом тексте страны берут на себя обязательства наращивать усилия «для сокращения потребления энергии на основе неослабленного угля и отказа от неэффективных субсидий ископаемого топлива, обеспечивая адресную поддержку самых бедных и самых уязвимых в соответствии с национальными обстоятельствами».
Критика COP26 и его итогов
Президент COP26, член британского кабинета министров Алок Шарма признался в том, что разочарован итогами саммита, но все-таки считает соглашение «хрупкой победой».
«Я разочарован тем, к чему мы пришли, но тем не менее мы довели до конца историческое соглашение. Я бы хотел, чтобы мы смогли сохранить формулировки, которые были изначально. Тем не менее у нас есть позиция по углю, у нас есть формулировка по поэтапному отказу от нераспадающегося угля, и я думаю, что очень многие будут рады тому факту, что хотя бы это было достигнуто», — цитирует его слова Euronews.
Ряд экспертов высказывали скептическое отношение к конференции в Глазго еще до ее начала и заявляли, что не ждут от нее прорывов. В том числе потому, что на встречу не приехали делегации крупнейших международных игроков — России и Китая. Российский и китайский лидеры подверглись из-за этого критике со стороны Джо Байдена.
Эксперты считают, что взятые участниками саммита обязательства недостаточны для удержания глобального потепления в рамках 1,5 градуса Цельсия. А именно эта цель была заявлена шесть лет назад в Парижском соглашении, первые итоги которого подводились на COP26.
Министр окружающей среды Швейцарии Симонетта Соммаруга назвала результаты саммита скандалом: «Многократное повторение словосочетания “1,5 градуса Цельсия” не имеет никакого смысла, если в соглашении не прописаны способы достижения этой цели».
Она заявила, что саммит COP26 запомнится как предательство в отношении развивающихся стран, потому что формулировки договора очень размыты, а предлагаемые процессы непрозрачны.
Критику вызвало и то, что США в лице президента Джо Байдена не представили на саммите четкой программы действий из-за того, что американская администрация до сих пор не может добиться полной поддержки в сенате по климатическим вопросам.
Генсек ООН Антониу Гутерриш заявил, что считает достигнутые договоренности недостаточными.
«Итоги COP26 — это компромисс, отражающий интересы, противоречия и состояние политической воли в сегодняшнем мире. Это важный шаг, но пора переходить в аварийный режим», — написал он на своей странице в Twitter.
Федеральный министр по вопросам экономического сотрудничества и развития ФРГ Герд Мюллер также выразил разочарование итогами саммита. «С точки зрения развивающихся стран, результаты абсолютно недостаточны, слишком малы и слишком медлительны. Нам нужно наращивать темп», — посетовал политик.
Среди тех, кто оказался доволен результатами саммита, — британский премьер-министр Борис Джонсон, заявивший, что «достигнутое соглашение — большой шаг вперед».
Реакция экозащитников
По мнению исполнительного директора Greenpeace International Дженнифера Моргана, прорыва на саммите не получилось:
«Я думаю, что соглашение беззубое и слабое. Но это сигнал о конце угля. Так что это хорошо, но это идет в разрез с сегодняшним днем. Цель в 1,5 градуса остается, но уходит на второй план. И я не думаю, что молодые люди по всему миру примут еще один климатический саммит, подобный этому», — цитирует его Euronews.
Шведская экоактивистка Грета Тунберг также выразила недовольство итогами 26-й Конференции ООН об изменении климата.
«COP26 закончился. Вот его краткое содержание: бла-бла-бла», — написала она на своей странице в Twitter.
Ранее Тунберг призывала выходить на протесты в Глазго и заявляла, что участники конференции лишь притворяются, говоря о серьезном отношении к вопросам изменения климата.