Иностранные преподаватели и заказчики еще весной из-за санкций начали разрывать контракты со Сколковским институтом науки и технологий, а фонд «Сколково» потерял часть крупных зарубежных клиентов. Об этом РБК рассказали ректор института Александр Кулешов и глава фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
По словам Кулешова, вуз был готов к внесению в черный список, но надеялся избежать этой участи. Он отметил, что сотрудники Сколтеха не работали с военными заказами, а их деятельность не связана с безопасностью и секретностью.
«И это понятно: невозможно передать связанную с подобными направлениями работу организации, в которой половина сотрудников — иностранцы или репатрианты», — сообщил ректор.
Он рассказал, что весной были разорваны полтора десятка коммерческих контрактов с Philips, Bosch, TopCon и другими американскими и европейскими компаниями. Кроме того, MIT (Массачусетский технологический институт), добавил Кулешов, получил циркуляр, запрещающий любую работу с российскими учеными. Пока непонятно, как это будет реализовано практически, признал он.
Дроздов сообщил РБК, что несколько крупных иностранных индустриальных партнеров фонда «Сколково» приостановили контакты еще в марте. Несмотря на болезненность такого шага, российских компаний, сотрудничающих с фондом, все же больше, чем зарубежных, да и последние реже «внедряли и использовали технологии российских стартапов», уточнил Дроздов.
Что касается преподавателей с иностранными паспортами, то некоторые из них подали заявления об увольнении, сказал Кулешов. Он пояснил, что такой шаг вполне понятен, потому что для педагогов это «персональные риски».
«Человек может получить пять лет, и скрутить его могут не только в США, но и в других странах… Например, знаю русских профессоров с американским паспортом, которые решили от него отказаться. Другое дело, что, к сожалению, это сложная процедура, которая затянется на месяцы, годы», — сообщил он.
По его оценке, среди студентов Сколтеха примерно 20% иностранцев. Кулешов рассказал, что недавно встретился с двумя студентами из США и он «не знал, что им сказать», потому что их юридический статус непонятен.
«Что будет, если человек окончил университет, который находится под санкциями. Как это отразится на его будущей карьере, перспективах? Время покажет», — отметил он.
Потеря зарубежных контрактов, уточнили собеседники, влияет как на выручку института, так и на возможность повышать профессиональный уровень. Например, заказчика класса Philips в России не найдешь. Кроме того, по их словам, после начала боевых действий на Украине снизилось количество заявителей на статус резидента «Сколково».
Однако уже во втором полугодии оно приблизилось к рекордному значению (было 130, стало 190). Совокупная выручка сколковских компаний-резидентов, как и объем привлеченных инвестиций за первое полугодие, выросли примерно на 15%, рассказал Дроздов.
И фонд, и Сколтех заверили, что выполнят все поставленные перед ними задачи «по содействию обретению Россией технологического суверенитета», разработке телеком-оборудования мобильной связи пятого и шестого поколений (5G и 6G) и так далее, говорится в статье.
Фонд «Сколково» является управляющей компанией инновационного центра «Сколково» и проводит экспертизу инновационных проектов, менторинг и обучение стартапов, помогает получать патенты на интеллектуальную собственность в России и за рубежом и так далее. Сколтех с 2011 года действует вместе с MIT, а также оказывает услуги по разработке технологий или продуктов для различных заказчиков. Сотрудничает с компаниями «Газпром-Нефть», Huawei, РЖД.
В начале августа Минфин США ввело санкции против института, фонда «Сколково» и технопарка «Сколково». Кроме того, в список попавших под санкции OFAC юридических лиц включены Зеленоградский нанотехнологический центр, Вологодский оптико-механический завод, Воронежский завод полупроводниковых приборов, Мытищинский НИИ радиоизмерительных приборов.