В Бурятии сотрудники военкомата отправили на сборы в рамках частичной мобилизации сотрудника Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН. Институт, расположенный в Иркутске, включен в реестр предприятий ОПК, связанных с выполнением гособоронзаказа, который освобождает их сотрудников от призыва. Наблюдателя обсерватории забрали из дома прямо посреди ночи, рассказали RTVI его коллеги. Они утверждают, что в военкомате игнорируют предоставление институтом справки о брони.
36-летнего сотрудника института (его имя и фамилия есть у редакции) забрали в ночь с 21 на 22 сентября сразу после объявления частичной мобилизации прямо из его дома в поселке Торы в 150 км от Иркутска. В этом поселке в Тункинской долине (Бурятия), расположена геофизическая обсерватория, где занимаются изучением динамики верхней и средней атмосферы Земли с помощью радиофизических и оптических методов.
Мобилизованный сотрудник академического института служил в армии, а в настоящее время работает на радиофизическом комплексе наблюдателем, занимается поддержкой аппаратуры и инструментов, снимает данные, следит за оборудованием и компьютерами.
«В час ночи в нему домой постучали, вручили повестку и буквально в течение получаса забрали на автобусе, увезли в районный центр Кырен. Там собрали всех мобилизованных с района, кого забирали в ту ночь, и на автобусах увезли в Улан-Удэ на призывной пункт», — рассказал источник в институте.
По словам и.о. директора института Сергея Олемского, сотрудника мобилизовали, несмотря на то что институт входит в реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса и его сотрудники в соответствии с пунктом 9 Указа президента о частичной мобилизации имеют право на отсрочку. Перечень предприятий, включенных в Сводный реестр организаций ОПК, утвержден приказом Минпромторга от 18.05.2022 № 1981.
«22 сентября мы сообщили по всем нашим 24 районным комиссариатам, что наши сотрудники имеют бронь, выслали соответствующие пофамильные списки со всеми персональными данными, по которым можно идентифицировать работников. Несмотря на то, что он в комиссариате, его не выпустили, а увезли в Улан-Удэ, — рассказал Олемской. — Мы звонили в республиканский комиссариат Бурятии, разговаривали с заместителем главного комиссара. Он сказал — да, мы ваш список видим, а он заверен печатью Генерального штаба? Мы сказали — нет, потому что он составлен по указу главнокомандующего Путина, и для его выполнения согласование Генерального штаба не требуется. Нам ответили — тогда ждите ответ. Вот, ждем».
Коллеги мобилизованного сотрудника возили справку от института и в военкомат Тункинского района, где состоял на учете мужчина. «Они приняли эти документы и сообщили, что, поскольку он уже на сборах, то его уже не отпустят, даже если есть такая справка», — рассказали в институте.
«Я по телефону пояснений не даю, поэтому прокомментировать не могу. Прибывайте, будем разговаривать», — сказал корреспонденту RTVI руководитель военкомата, представившись «просто Баиром» (военного комиссара Тункинского и Окинского районов Бурятии зовут Баир Базаров. — Прим. RTVI).
О случившемся коллеги написали письмо в Общероссийский народный фронт, а также главе республики Бурятия Алексею Цыденову. «Вчера в воинской части, где находится сотрудник, появилась военная прокуратура», — сообщил источник в институте.
Как рассказал Олемской, наблюдатель геофизической обсерватории — не единственный сотрудник института, которого призвали по мобилизации. Другому сотруднику, уже в самом Иркутске, пришла повестка гораздо позднее, и юрист института убедил сотрудников военкомата в наличии брони от призыва. «Ему поставили отметку „не призывается“ и вернули военный билет», — пояснил Олемской.
В Российской академии наук выступают за предоставление обладателям научных званий и аспирантам брони от мобилизации. «РАН готовит обращение в Минобрнауки и Минобороны об исключении из мобилизационных списков аспирантов, кандидатов и докторов наук», — заявил RTVI в конце сентября президент РАН Геннадий Красников.