Уполномоченный по правам ребенка в России Мария Львова-Белова дала интервью изданию Vice, в котором рассказала о вывезенных с Украины детях, отношении к обвинениям Международного уголовного суда (МУС) в насильственной депортации детей, а также об усыновленном ребенке из Мариуполя.
Об обвинениях МУС
В середине марта 2023 года Международный уголовный суд (МУС) выдал ордер на арест Львовой-Беловой и президента России Владимира Путина по обвинению в «незаконной депортации» детей из подконтрольных России регионов Украины. Отвечая на вопрос ведущей интервью, является ли Львова-Белова военной преступницей, омбудсмен сказала:
«Это очень смешно. Я мать, этим все сказано. Какой я военный преступник, о чем вы говорите?»
Она напомнила, что Россия не признает юрисдикцию Международного уголовного суда, а вывоз детей из опасных зон разрешен Женевской конвенцией. По словам омбудсмена, в МУС считают уголовным преступлением, депортацией и насильственным вывозом «эвакуацию детей» из-под обстрелов.
Журналистка напомнила, что в таком случае эвакуация должна проводиться в третьи страны. Львова-Белова заявила на это, что ДНР и ЛНР «не были Украиной, они были признаны независимыми республиками нашим государством».
Омбудсмен добавила, что Украина «ничего не сделала» для эвакуации детей из Мариуполя. «Где были гуманитарные коридоры, где была эвакуация детей? То же самое сейчас происходит под Бахмутом», — сказала Львова-Белова.
О геноциде
Уполномоченный отвергла обвинения в геноциде из-за вывоза детей. «Как мы можем говорить о геноциде, если у нас часть людей довольно большая в России с украинской кровью? Какой геноцид? О чем вы говорите?» — сказала она.
По словам Львовой-Беловой, детям, которые приехали в Россию с родителями и хотят продолжить изучение украинского языка, предоставляется такая возможность. Также у них остается украинское гражданство, добавила омбудсмен.
«Мы же его не отменяем, мы не заменяем. Мы дополняем и даем возможность, что это, про стирание идентичности? <…> Как гражданство может стереть идентичность? Мы всегда пели песни на русском и украинском языке. Мы рассказывали сказки русские и украинские. Мы всегда жили в дружбе и понимании. А то, что сейчас происходит, — наоборот, на Украине стирают все, что связано с Россией», — заявила она.
О лагерях и разлучении с родителями
Ведущая задала Львовой-Беловой вопрос о временном пребывании вывезенных с Украины детей в российских летних лагерях отдельно в разлуке с родителями. В частности она поинтересовалась, не побуждает ли Россия детей к тому, чтобы и дальше оставаться в стране.
Омбудсмен отметила, что речь идет о детях из «регионов, которые признали себя Россией». Несколько тысяч из них были отправлены в лагеря «по согласованию с родителями» из «обстреливаемых районов Херсонской, Запорожской и Харьковской областей».
«И когда родителям предложили отправить их на отдых бесплатно, конечно, все с радостью согласились.
Дальше произошел сдвиг линии фронта, и часть родителей реально осталась на стороне Украины.
И это затруднило забор детей домой», — объяснила Львова-Белова.
Об участии детей в митингах-концертах
Львова-Белова объяснила участие вывезенных с Украины детей в февральском концерте в Лужниках в поддержку российской военной операции тем, что дети «благодарили бойцов за спасение». «А что, слова благодарности — это разве пропаганда?» — сказала омбудсмен.
Она добавила, что Россия не использует детей для политики, и «в этом наша разница с Украиной».
По словам Львовой-Беловой, в действиях, которые аппарат уполномоченного принимал «в моменте», «не было ни грамма политики, там было только сопереживание, там была только любовь». «И поэтому я могу точно сказать, что мне не стыдно ни за одно свое действие, потому что это все было для детей и ради детей», — заключила она.
Об усыновленном ребенке из Мариуполя
Осенью 2022 года Львова-Белова сообщила об усыновлении подростка из Мариуполя. В апреле 2023 года она рассказала, что ее приемный сын бегает за младшими детьми с криками «Съем москаленка», и объяснила это «восьмилетней антироссийской пропагандой», которая якобы велась на территории Мариуполя.
В интервью Vice омбудсмен рассказала, что детей, в числе которых был ее будущий приемный сын, обнаружили в мариупольских подвалах.
«И мы с ним разговорились, и, вы знаете, сердце екнуло. Я поняла, что это мой ребенок», ― поделилась Львова-Белова.
Она добавила, что усыновление ребенка «всегда непростая ситуация», адаптация приемного сына происходила в течение года. По словам уполномоченного, сейчас он называет Львову-Белову мамой, они «безумно друг друга любят», и между ними установились «действительно очень близкие отношения».