25 июля иранские дипломаты проводят в Стамбуле переговоры с представителями Великобритании, Франции и Германии по поводу ядерной программы исламской республики. После ударов Израиля и США по иранским атомным объектам вероятность того, что Тегеран снова приступит к исследованиям, не дает покоя странам Запада. Подробнее о том, что может решиться на этой встрече — в материале RTVI.
Стамбульская встреча
Переговоры на уровне замминистров иностранных дел проходят в здании иранского генконсульства в Стамбуле, сообщило иранское издание Tasnim.
Ранее в МИД Ирана отметили, что считают эти переговоры крайне важными, но при этом потребовали, чтобы Лондон, Париж и Берлин не координировали свою позицию с Вашингтоном.
Как пишет агентство Reuters, поводом для встречи стал тот факт, что страны «евротройки» могут восстановить санкции против Тегерана к концу лета, если Иран не возобновит переговоры по своей ядерной программе и не добьется результатов к концу августа.
«Если ЕС/«евротройка» хотят продолжать играть свою роль, они должны действовать ответственно и отказаться от избитой политики угроз и давления, для которых у них нет абсолютно никаких моральных и правовых оснований», — заявил министр иностранных дел Ирана Аббас Арагчи.
Вместе с тем, газета Financial Times со ссылкой на источник отметила, что Великобритания, Германия и Франция готовы дать отсрочку по санкциям.
«Европейские государства готовы предоставить Ирану отсрочку приближающегося крайнего срока для восстановления международных санкций, если он согласится на такие условия, как возобновление переговоров с Вашингтоном и сотрудничество с ядерными инспекторами ООН», — пишут журналисты издания.
Однако отсрочка продлится всего несколько месяцев, а ее предоставление зависит от решения Совета Безопасности ООН.
Удар США и переговоры
Вашингтон и Тегеран долгое время пытались договориться о ядерной программе Ирана, но все встречи оставались без результата. С 12 апреля при посредничестве Омана состоялись пять раундов переговоров. Президент США Дональд Трамп не раз угрожал исламской республике, что если переговорщики ничего не добьются, то стоит ожидать наихудшего сценария.
Он и претворился в жизнь 22 июня, когда Соединенные Штаты нанесли первый с 1979 года массированный удар по территории Ирана, в частности по ядерным объектам Фордо, Натанз и Исфахан.
«Операция «Полуночный молот» полностью уничтожила ядерный потенциал Ирана. Америка и весь мир стали безопаснее благодаря этим решительным действиям», — заявила пресс-секретарь Белого дома Анна Келли.
В Пентагоне также настаивают на том, что американский ракетный удар полностью уничтожил эти объекты. При этом в конце июня СМИ писали о том, что Иран мог заранее вывести и спрятать несколько сотен килограммов обогащенного урана, а эксперты Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) отмечали, что не могут найти около 400 кг этого материала. The Washington Post со ссылкой на источники и официальных лиц Вашингтона писала, что в результате американского удара мог быть уничтожен только один из трех иранских ядерных объектов.
Несмотря на действия США, Тегеран готов пойти навстречу западным странам.
«Переговоры могут возобновиться, если будут признаны права Тегерана в рамках Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)», — заявил замминистра иностранных дел исламской республики Казем Гарибабади.
Консультации с союзниками
Незадолго до американского ракетного удара директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что агентство не зафиксировало признаков того, что Тегеран создает ядерное оружие.
«Мы не политические аналитики и не государственные чиновники. Поэтому, чтобы заявить о наличии активной программы по созданию ядерного оружия, нам нужны конкретные доказательства, а таких мы не видели», — рассказал он в интервью агентству Bloomberg.
Однако, по его словам, никто не обогащает уран в мирных целях до уровня 60%, который технически равен 90% — именно такой необходим для создания ядерного оружия. Так что атомные исследования в Иране вызывали беспокойство у МАГАТЭ. 2 июля президент Ирана Масуд Пезешкиан издал указ о приостановке сотрудничества с МАГАТЭ.
22 июля в Тегеране прошла встреча с представителями Москвы и Пекина. Иранские власти хотели проконсультироваться с Россией и Китаем насчет возможного возвращения санкций, которые ранее были сняты с исламской республики в рамках СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий) — соглашения, заключенного в 2015 году между Ираном с одной стороны и пятью постоянными членами Совбеза ООН (Россией, США, Великобританией, Францией и Китаем) и Германией — с другой.
СВПД предполагало, что Иран до 2030 года не будет обогащать уран выше 3,67% и за 15 лет обязался сократить объемы обогащенного материала на 98%. В 2018 году Дональд Трамп во время своего первого президентского срока в одностороннем порядке вывел США из ядерной сделки с Ираном и ввел против него санкции. В 2019 году иранские власти объявили, что страна приостанавливает выполнение своих обязательств.
Постоянный представитель России при международных организациях в Вене Михаил Ульянов заявил «Известиям», что «евротройка» утратила свое право на восстановление международных санкций против Ирана.
«Американцы сами вышли из СВПД, отказавшись от прав и обязательств участника ядерной сделки, а Великобритания, Германия и Франция являются нарушителями как СВПД, так и резолюции 2231 Совета Безопасности ООН. Это означает, что они тоже сами лишили себя права инициировать «снэпбэк»», — подчеркнул российский дипломат.