Великая Отечественная война, память о подвигах погибших, 22 июня, 9 мая, парад Победы, марш Бессмертного полка — понятия и даты, которые были важны не только для россиян, но и для всего русскоязычного пространства. Для российской власти парад Победы был не просто сакральным символом, но и глобальной дипломатической площадкой, показателем величия страны. Статус России как наследницы СССР — одного из победителей во Второй мировой войне — пытались поставить под сомнение в Прибалтике и отчасти на Украине, но безуспешно. С началом военной операции главная историческая скрепа российского общества получает один удар за другим. Уничтожаются памятники советским воинам, переименовываются улицы, названные в их честь, не так охотно и масштабно как раньше празднуют День Победы в республиках СНГ. Все идет к тому, что памяти об общей победе советского народа грозит забвение. Как менялось отношение к Великой Отечественной войне — в материале RTVI.
«Святой праздник»
Великая Отечественная война — самая кровопролитная в российской истории, а память о победе в ней — один из главных элементов идеологии современного российского патриотизма. Российские власти и политики неоднократно подчеркивали важность сохранения памяти о жертвах войны и о глобальном вкладе, который СССР внес в победу над нацистской Германией.
Хотя с 1947-го до 1960-х годов День Победы не отмечался ярко и даже не являлся нерабочим днем, со второй половины 1960-х праздник «оброс» привычными атрибутами. В 1965 году при Леониде Брежневе 9 мая объявили нерабочим днем, а с 1995 года на Красной площади стал ежегодно проводится парад. Президент Владимир Путин называл День Победы «святым праздником».
Для российских властей ценность Великой Отечественной имеет несколько измерений. Во-первых, опыт войны демонстрирует способность государства адаптироваться к тяжелым условиям, мобилизоваться и победить внешнего врага. Например, именно к этим ценностям обращается Путин во время конфликта на Украине.
«Хочу еще раз поблагодарить всех, кто сегодня на боевом посту исполняет свой долг <…> Сражаетесь — я, знаете, не побоюсь этих сравнений, это не высокопарные слова — именно как герои войны 1812 года, Первой мировой или Великой Отечественной войны», — сказал Путин участникам военной операции на Украине в своем выступлении от 21 декабря. В поздравительных телеграммах главам Донецкой и Луганской народных республик 8 мая Путин выражал уверенность, что, «как и в 1945 году, победа будет за нами». Российский лидер также неоднократно упоминал, что Запад хочет лишить Россию суверенитета.
Во-вторых, по словам Путина, те жертвы, которые Россия принесла во время Великой Отечественной, наглядно демонстрируют, к чему приводит потакание нацистской идеологии. Для такой многонациональной страны, как Россия, борьба с этническим национализмом — один из приоритетов для сохранения стабильности.
«Глубоко убежден, попытки проповедовать идеи построения русского „национального“, моноэтнического государства противоречат всей нашей тысячелетней истории. Более того, это кратчайший путь к уничтожению русского народа и русской государственности», — отмечал Путин еще в 2012 году. После начала военных действий на Украине российских президент подчеркивал, что в них принимают участие россияне, представляющие разные этнические группы.
Наконец, в-третьих, Великая Отечественная имеет для Путина еще и личное измерение. В войне участвовал его отец, который был ранен на «Невском пятачке» под Ленинградом. «Родители почти ничего не рассказывали о войне, все, что я знаю об этом — это, в основном, из их рассказов я узнал, что отец был в партизанском отряде, потом он попал на „Невский пятачок“», — говорил Путин. Старший брат президента погиб во время блокады Ленинграда.
Россия на страже памяти о Великой Отечественной
Путин жестко критиковал западных политиков за попытки принизить, по его мнению, вклад СССР в победу над нацистской Германией. Наиболее острые споры развернулись вокруг резолюции Европарламента по случаю 80-летней годовщины Второй мировой войны в декабре 2019 года. Там отмечалось, что война началась «непосредственно в результате известного всем нацистско-советского соглашения <…>, также известного как пакт Молотова — Риббентропа».
Авторы резолюции подчеркивали, что нацистские и коммунистические режимы «осуществляли массовые убийства, геноциды и депортации», а их действия причинили ущерб свободам и жизням людей в «беспрецедентном историческом масштабе». Путин назвал сравнение СССР с нацистской Германией «верхом цинизма». Он также заявил, что войну спровоцировал не пакт Молотова — Риббентропа, а так называемый Мюнхенский сговор 1938 года о передаче чехословацкой Судетской области Германии.
Несмотря на противоречия вокруг определенных эпизодов Второй мировой, ведущие политики европейских стран, как правило, занимали уважительную позицию в отношении вклада СССР в победу над нацизмом. Например, на тот момент глава МИД Польши Яцек Чапутович весной 2020 года говорил, что его страна «признает огромную, даже главную роль Советского Союза в победе над фашистской Германией». Чапутович также отказался уравнивать ответственность СССР и Германии за начало войны.
В 2021 году тогдашний глава МИД Германии Хайко Маас писал, что только его страна несет ответственность за развязывание Второй мировой войны и Холокост. «Тот, кто пытается посеять сомнения по этому поводу и пытается назначить другие народы преступниками, ведет себя неправильно по отношению к жертвам войны. Он эксплуатирует историю и раскалывает Европу», — отмечал Маас.
На международных форумах Россия выступала с инициативами, направленными на сбережение памяти о Великой Отечественной. В частности, по инициативе Москвы с 2005 года ежегодно на пленарном заседании сессии Генеральной Ассамблеи ООН принималась резолюция о недопустимости героизации нацизма, неонацизма и бывших членов организации «Ваффен СС» в любой форме.
В декабре 2021 года, например, резолюция носила название «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Ее поддержали 130 государств, воздержались от голосования 49 стран, против голосовали Украина и США.
Последний раз голосование состоялось в ноябре, однако в этом году против резолюции выступили уже 52 страны, а не только Украина и США, как в предыдущие годы.
Конфликт на Украине через призму Второй мировой
Несмотря на споры, до начала военных действий на Украине опыт совместной победы над фашизмом был, скорее, одним из немногих скрепляющих элементов в отношениях Запада и России. В 1995 году на Парад Победы приезжали тогдашние президент США Билл Клинтон, британский премьер Джон Мейджор, премьер-министр Канады Жан Кретьен, президент Франции Франсуа Миттеран и председатель КНР Цзян Цзэминь. В 2005 году на параде присутствовали около 50 мировых лидеров, в том числе США, Франции и Германии.
Даже после начала украинского кризиса в 2014 году приезжающие в Москву западные политики отдавали дань памяти советских жертв войны, хотя после присоединения Крыма к России они отказывались от поездок на Парад Победы. В странах СНГ 9 мая воспринимался как важный праздник. Среди мировых лидеров в Россию на Парад Победы после 2014 года приезжали, в частности, президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху.
Начало военных действий на Украине нанесло колоссальный ущерб отношениям России и Запада, в том числе обострив противоречия вокруг толкования опыта Второй мировой войны. В России проводили параллели между украинскими властями и фашистской Германией. Путин объяснял поддержку украинцами правительства Владимира Зеленского тем, что «часть жителей Украины запугали, многие оболванены националистической пропагандой, а кто-то сознательно, конечно, пошел по пути бандеровцев, других приспешников нацистов, которые в годы Великой Отечественной войны воевали на стороне Гитлера».
Со своей стороны Зеленский и некоторые политики на Западе говорили, что Россия использует силу для борьбы за территорию, что бросает тень на ее репутацию. По словам Зеленского, миллионы украинцев «боролись с нацизмом и прошли тяжелый и долгий путь», а теперь у Украины новый враг — Россия. «24 февраля Россия начала наступление. Наступление на те же грабли. На них наступает нога каждого оккупанта, который приходит на нашу землю», — говорил Зеленский.
Министр обороны Великобритании Бен Уоллес предупреждал, что в случае поражения на Украине Россия может оказаться в том же положении, что Германия в 1945 году — и ей придется отвечать за возможные военные преступления. «Самое яркое наше воспоминание о подобных кризисах — события начала Второй мировой войны, когда мы в одиночку боролись с диктатурой, стремящейся завоевать Европу. Мы гордимся этой памятью, и между теми событиями и нынешними есть некоторые оттенки сходства», — говорил в интервью RTVI бывший посол Великобритании в России Тони Брентон, объясняя, почему британские власти жестко оппонируют России в конфликте на Украине.
Владимир Путин, в свою очередь, назвал «бредом» утверждения о том, что Украина освободила Европу от нацизма во время Великой Отечественной войны. «<…> Что это Украина освободила Европу? Какой это бред! А что, там были одни украинцы, на этом фронте воевали? А Карельский фронт? Там что, воевали одни карелы? А Ленинградский фронт, там одни ленинградцы воевали? А Воронежский — воронежцы? А Степной — монголо-татары и степняки какие-то? Бред! Но этот бред повторяют в Европе», — возмутился президент. Путин также заявлял, что российские следственные органы должны фиксировать все преступления украинских националистов.
Пересмотр отношения к Великой Отечественной на Украине
В мае Украина вышла из соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов СНГ в Великой Отечественной войне. Это было сделано наряду с запретом использовать символы Z и V — знаки поддержки российской армии.
Соглашение было подписано Россией и Украиной в 2011 году в Душанбе. Стороны обязывались проводить мероприятия по сохранению памяти о погибших воинах, содержать и обустраивать захоронения и мемориалы, а также освещать факты о подвиге народов СНГ. На Украине также были демонтированы памятники в честь советских воинов — например, монумент «Украина — освободителям» в Ужгороде.
В преддверии 9 мая на Украине заявили, что День Победы во Второй мировой войне останется национальным праздником. 8 мая Украине также отмечают День памяти и примирения, посвященный победе во Второй мировой.
В то же время Верховная Рада приняла постановление, в котором говорится о «недопустимости монополизации Российской Федерацией победы над нацизмом во Второй мировой войне, ставшей общим достижением Антигитлеровской коалиции <..>». В выступлении по случаю празднования 9 мая Владимир Зеленский обвинил Россию в посягательстве на свободу Украины и подчеркивал значение победы в 1945 году для украинцев как для отдельного народа.
Запрет на георгиевские ленточки и снос памятников
В некоторых странах Запада власти запретили носить георгиевские ленточки, так как они являются одним из символов, которые используют российские сторонники военных действий против Украины. Такие ограничения, в частности, были введены в Эстонии и Латвии. Помимо этого, демонтажу подверглись монументы Великой Отечественной. В мае в Риге снесли памятник освободителям Советской Латвии и Риги от немецко-фашистских захватчиков, возведенный в 1985 году. В июле власти Латвии утвердили список из 69 советских памятников, подлежащих сносу.
Военные действия также внесли разлад в отношение к памяти о Великой Отечественной войне среди стран СНГ. В этом году в Беларуси Празднование Дня Победы прошло в полном объеме, в Казахстане 9 мая также стало праздничным днем. При этом президент Молдовы Майя Санду запретила демонстрировать на территории республики георгиевскую ленточку, а также символы Z и V, связанные с российской военной операцией на Украине. Глава Генерального комиссариата полиции Молдовы Виорел Чернэуцану сообщил, что массовых фактов нарушений запрета на георгиевскую ленту зафиксировано не было. По его словам, правила нарушили 90 человек в Кишиневе и Гагаузской автономии, на них было составлено 49 протоколов.
В других странах СНГ празднование Дня Победы проходило сдержанней, чем прежде. Кроме того, власти принимали меры, чтобы избежать ассоциаций между торжествами и поддержкой российской военной операции на Украине. В Бишкеке прошли мероприятия на площади Победы у Вечного огня, шествие «Бессмертного полка» и праздничный концерт, однако власти запретили использовать во время мероприятий символику, связанную со боевыми действиями на Украине. А организаторы Дня Победы в Алма-Ате призвали «горожан не использовать провоцирующую символику (Z, V, георгиевские ленты, красные флаги и т. д.) и государственные флаги других республик». Казахстан также отказался от проведения праздничного парада.
В европейских странах полностью запрещать празднование Дня Победы или отрицать роль советских войск не стали. Шествия «Бессмертного полка» прошли в нескольких европейских странах, включая Германию, Австрию и Болгарию. Впрочем, в некоторых государствах решили ограничить шествия онлайн-форматом или вовсе их запретить. Так, шествие «Бессмертного полка» в Греции не состоялось, так как власти опасались возможных провокаций.
Теперь у каждой страны свой День Победы
Расхождение в интерпретациях природы самой войны, ее причин и ее завершения началось давно, отметил в разговоре с RTVI глава президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов. «Это произошло в двухтысячные годы — после расширения Евросоюза и вступления в него стран Центральной и Восточной Европы. До этого существовала каноническая трактовка, которая никем не ставилась под сомнение и она заключалась в том, что при всех разногласиях и противоречиях это была общая победа СССР и западных союзников», — говорит Лукьянов.
Впоследствии страны Центральной и Восточной Европы начали отстаивать точку зрения, согласно которой Вторая мировая была войной двух тоталитарных режимов, в которой пострадали те, кто находился между ними — прежде всего, государства Прибалтики и Восточной Европы, отметил эксперт. Он добавил, что начиная с 2019 года, когда Европарламент принял резолюцию об ответственности СССР наравне с нацистской Германией за развязывание войны — эта позиция фактически стала утвержденной в Европе трактовкой событий Второй мировой.
При этом конфликт на Украине придал процессу пересмотра оценок Второй мировой на Западе «мощнейший импульс», убежден Лукьянов. По его мнению, сейчас у России и Запада «больше нет общей победы». «Любая трактовка крупных исторических событий разными странами — это компромисс. Прежний компромисс закончен, теперь есть компромисс между различными частями Запада, а мы из него вынесены», — считает эксперт.
Что касается изменения празднования Дня Победы на постсоветском пространстве, это — плод тенденции, направленной на создание каждой страной «самобытного исторического нарратива, который обслуживает только ее интересы», считает Лукьянов. «Страны постсоветского пространства будут подчеркивать близость с Россией и военное братство в годы Второй мировой войны в той степени, в какой это обеспечивает решение их национальных задач», — объяснил он. По мнению Лукьянова, постсоветские страны могут вообще отрицать позитивную роль Советского Союза в войне или же, наоборот, подчеркивать и преувеличивать именно свой вклад в победу: все зависит от национального контекста и различия в интерпретации Великой Отечественной между разными странами будут только усугубляться.