Власти российских регионов продолжают ужесточать коронавирусные ограничения для улучшения эпидемиологической ситуации. Во многих субъектах практически ежедневно расширяется перечень сфер, где необходим QR-код. В частности, в некоторых регионах его нужно предъявлять в общественном транспорте, торговых центрах и при посещении других мест массового скопления людей. Вместе с тем граждане всё чаще выражают недовольство вводимыми ограничениями, что приводит к многочисленным скандалам и конфликтам по всей стране.

QR-коды в общественном транспорте

В Татарстане с 22 ноября вступил в силу запрет на проезд без QR-кода в общественном транспорте. В Казани в первый день проверок в автобусы, трамваи, метро и троллейбусы не допустили более двух тыс. человек, сообщили журналистам в пресс-службе мэрии города.

При этом пассажиры возмущались и вступали в конфликт с контролерами. В частности, в Казани произошла задержка трамвайных маршрутов из-за того, что пассажир отказался предоставить QR-код и не стал выходить из салона трамвая. Он вызвал полицию, называя действия кондуктора незаконными. Кроме того, в метрополитене женщина устроила скандал, после того как ее не пустили со справкой о том, что у нее есть первая доза вакцины.

Кроме того, один из пассажиров без QR-кода попытался проехать по чужому проездному в автобусе, однако кондуктор отказалась его пропускать. В итоге мужчина напал на кондуктора и сломал ей нос. В другом автобусе за просьбу предъявить QR-код пассажир ударил кондуктора и брызнул в него из перцового баллончика. По версии мужчины, после отказа показать документ на него напали водитель и контроллер, избили, отобрали баллончик и прыснули в него. Суд в итоге встал на сторону проверяющего и арестовал казанца на пять суток, а также оштрафовал его на две тыс. рублей. Как уточнил глава Минтранса региона Фарит Ханифов, в связи с конфликтами на фоне внедрения системы QR-кодов в общественном транспорте Казани полицию вызывали 18 раз.

В обход введенных татарстанскими властями ограничений непривитые жители республики, чтобы попасть на работу, начали координироваться в соцсетях и мессенджерах в поисках водителей и попутчиков. За несколько дней такое сообщество в Казани собрало более десяти тысяч участников, а в Набережных Челнах – почти шесть тысяч. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства республики Андрей Егоров сообщил, что после введения QR-кодов пассажиропоток в Татарстане снизился на 20–30%.

Пробка в Казани

Фотография: Данила Егоров / Коммерсантъ

Несмотря на многочисленные скандалы, мэрия Казани по итогам 22 ноября выступила с заявлением, что проверка QR-кодов «не повлияла на работу общественного транспорта». При этом сами жители города оставили массу гневных комментариев в соцсетях горадминистрации, жалуясь на «нарушение прав и свобод» и «самоуправство» со стороны властей.

В Кремле введение QR-кодов на транспорте в Татарстане тоже оценили положительно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выразил надежду на то, что проблемы, вызванные нововведением, в ближайшее время будут решены, а сама мера поможет сохранить здоровье жителей региона.

Вслед за Татарстаном власти Камчатки обязали пассажиров междугородних автобусов и самолетов с 23 ноября предъявлять QR-коды. По данным агентства «КамИнформ», в краевом министерстве транспорта и дорожного строительства сообщили, что никаких конфликтов в связи с введенными мерами не возникло.

«Такие правила практически с начала пандемии предъявляются к пассажирам, единственное, что было отменено действие ПЦР-теста <…> Межмуниципальные перевозчики подготовились к такой проверке документов, ожидались некоторые трудности, но пассажиры оказались ответственные и за первую половину дня у всех, желающих уехать или улететь были необходимые документы», – сказал министр транспорта и дорожного строительства Владимир Каюмов.

Борьба с ограничениями в других регионах

Кроме того, в Хабаровском крае QR-коды с 13 ноября требуют предъявлять в торговых центрах, кафе и ресторанах, гостиницах, хостелах, спа-центрах, парикмахерских и косметических салонах, банях, фитнес-центрах, бассейнах. Между тем хабаровские предприниматели, арендующие помещения в местных торговых центров, сообщают о том, что едва держатся на плаву – из-за введенных мер проходимость у них упала в два раза, а товарооборот снизился на 70%. Многие арендаторы просят руководителей ТЦ отменить или хотя бы снизить аренду, поскольку боятся, что не смогут заплатить за нее в следующем месяце. С 1 декабря в регионе также планируется введение QR-кодов для посещения здания международного аэропорта Хабаровска и при продаже авиабилетов.

А Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) стал первым российским субъектом, где непривитым и не болевшим COVID-19 жителям четырех муниципалитетов запретили выходить из дома. Жители региона в соцсетях резко раскритиковали нововведение, а активисты начали объединяться в группы, чтобы составлять коллективные жалобы на решение местных властей и отправлять их в различные инстанции.

Жители нескольких других регионов России тоже активно выступают против QR-кодов и других ограничений, которые объявляют местные администрации. Многие из них собирают подписи под обращением к президенту, подают иски против региональных правительств в суды, а также проводят флешмобы под хештегами #ПутинУслышьНас и #ГородаГоворят. В рамках этой кампании в соцсетях опубликованы тысячи постов.

Так, более 600 жителей Томской области подали иск против введения QR-кодов, обязательных для посещения ТЦ и других общественных мест. Коллективные иски подготовили и жители Свердловской, Тюменской, Курганской областей, Алтайского и Забайкальского краев, Якутии и Чувашии.

Тем временем суд Екатеринбурга арестовал на 12 суток двоих участников акции против введения QR-кодов в Свердловской области за неповиновение требованиям сотрудников полиции (статья 19.3 КоАП). Они устроили рейд в торговых центрах города, а также требовали от охранников впустить их в здание и показать собственные сертификаты о вакцинации.

Аналогичным образом против QR-кодов ранее выступили трое жителей Набережных Челнов. Они мешали проверять документы в торговом центре и говорили посетителям, что те могут проходить свободно. В итоге на двоих из них составили административные протоколы о нарушении коронавирусных ограничений. Позже их задержали, поскольку они не пришли в суд на рассмотрение своих протоколов.

Проверка QR

Фотография: Максим Киселев / ТАСС

В Волгограде, где QR-коды необходимы для посещения непродуктовых магазинов, заведений общепита, кинотеатров, музеев и для приобретения проездных на общественный транспорт, протестующие против ограничительных мер, ворвались в управление Роспотребнадзора. Несколько женщин, миновав охрану, прошли в кабинет главного санврача региона Ольги Зубаревой. Волгоградки попросили у нее и ее коллег показать QR-коды и паспорта. Кроме того, активистки заметили, что некоторые работники ведомства сидят на своих местах без масок. Однако QR-кодов им так и не показали. В ведомстве акцию противниц с QR-кодами сочли провокацией и заявили, что готовы к «открытому и полноценному диалогу в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Споры о QR-кодах

В середине ноября Госдума получила от правительства России два законопроекта о введении по всей стране обязательных QR-кодов на самолетах и поездах, а также при посещении массовых мероприятий, магазинов, кафе и ресторанов. Документы планировалось рассмотреть уже в конце ноября, однако в итоге заседание по этому вопросу отложили сразу на месяц. Теперь планируется, что комитеты Госдумы обстоятельно поработают над текстом проектов, и, если надо, внесут в них правки. Кроме того, власти считают, что сначала нужно обсудить меру внутри регионов.

«Медуза»* со ссылкой на источник, близкий к администрации президента, сообщила, что законопроекты Госдума точно примет, однако их окончательный вид пока не ясен. В связи с этим принятие документа может быть снова отложено. Собеседник издания добавил, что на фоне протестов из законопроекта, возможно, будет убрано название «QR-код». Предполагается, что его заменят на более «приятное» и не раздражающее людей.

Между тем Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) негативно оценивает возможность ввода обязательной вакцинации и локдаунов для непривитых граждан в отдельных странах. Бороться с пандемией нужно другими средствами, заявила в беседе с журналистами официальный представитель ВОЗ Фадела Шаиб. Она добавила, что государства сами определяют меры реагирования на пандемию коронавируса, однако при этом необходимо учитывать воздействие этих шагов на права человека.

* издание признано иноагентом