За выборами в Украине Евросоюз следит не менее пристально, чем Москва. Формально поводов для опасений, что страна уже завтра свернет и рухнет в объятия России, никаких: каждый в тройке фаворитов предвыборной гонки на свой лад заверяет электорат и Брюссель в верности идеям евроинтеграции и построения правового государства на западный лад. Но в то же время все три кандидата вызывают в Европе вопросы и сомнения: сможет ли будущий президент продолжить курс реформ? Подробности — в материале Константина Гольденцвайга.

Когда в 2014 году на родине Наталии Шапелер кричали «Украина це Европа», сама она уже давно была европейкой. В свободное от стремительной карьеры время она, немецкий политолог украинских корней, через «Вахту Евромайдана» в Берлине привлекала внимание политиков Евросоюза к Киеву. Настроение митинговавших — эйфория и предчувствие перемен.

photo-2.jpg

«Евромайдан» в Киеве, 2014 год Фотография:
Emeric Fohlen / Zuma / TASS

Наталия Шапелер, в 2014-2015 гг. — координатор «Вахты Евромайдана» в Берлине: «Важны определенные моменты в истории, которые определяют ее будущее. И в тот момент мы понимали, что или мы будем бороться сейчас за наше европейское будущее, или мы развернемся полностью в сторону России, что для нас всех не было альтернативой. Потому что Россия не предлагает альтернатив будущего. Ни своему народу, ни соседям».

Пять лет спустя с последним здесь никто не спорит: всех трех фаворитов предвыборной гонки тут считают проевропейскими. Но борьба Украины за то самое будущее оказалась, помимо козней Москвы, куда более затяжной, чем мечтали в Европе тогда демонстранты и дипломаты.

Наталия Шапелер, в 2014-2015 гг. — координатор «Вахты Евромайдана» в Берлине: «Потому что простой человек, он, когда оплатил все счета, смотрит на то, сколько у него остается денег в кармане, да? И может быть, все свободы, которыми наслаждаются украинцы, тогда отходят на второй план».

photo-2.jpg
Петр Порошенко Фотография:
Sergey Dolzhenko / EPA / TASS

Теперь Наталия уже в меньшинстве. В воскресенье, говорит она, скрепя сердце, все же отдаст свой голос за Петра Порошенко. Как наименьшему из зол ему пожелают удачи и в ведомстве канцлера, и в Брюсселе. Краткий ликбез от немецкого телеканала ARD — «Ху из мистер Порошенко»: «Пять лет назад президент Петр Порошенко заступил на эту должность, чтобы побороть коррупцию и разбазаривание средств. Но реформы буксуют. Борьба с коррупцией — тоже. Люди разочарованы».

Гвендолин Зассе, научный директор Центра восточноевропейских и международных исследований: «Вы редко услышите такое в публичном пространстве, но именно это — подход большинства европейских столиц: наверно, будет лучше работать и дальше с нынешним президентом. По крайней мере, мы хотя бы знаем, с кем имеем дело. Как знаем и то, чего нам от него не дождаться: быстрых преобразований с Порошенко не будет. Но это лучше, чем нестабильность».

Но, к огорчению российской пропаганды, в преддверии решающего дня нет в Киеве ни западного печенья, ни открытых симпатий от Вашингтона или Берлина. В Европарламенте лишь напомнили, что и впредь Москве не простят аннексии Крыма. А Дональд Туск от ЕС в пятую годовщину Майдана произнес в Верховной Раде речь на украинском. Хотя и она была в поддержку не президента страны, а ее народа.

Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »

Но с каждым днем все вероятнее, что без него. Для экспертных сообществ в Европе это время, чтобы если и не списывать со счетов Порошенко, то подводить промежуточные итоги: взятки не искоренил, но экономику, энергетику стал реформировать. До европейского уровня жизни украинцам — как до Луны, зато в Европу без виз и вступления в ЕС — закреплено в Конституции. Независимого суда так и нет, но к независимости СМИ, по данным «Репорткров без границ», Киев при всей «джинсе» и олигархах, на полшага ближе.

Ульрике Грушка, «Репортёры без границ»: «С учетом всех проблем Украины, о которых мы постоянно твердим, в нашем индексе свободы слова у нее сейчас уже 101-е место. У России — 148-е. И это немалая разница».

photo-2.jpg
Владимир Зеленский Фотография:
Zuma / TASS

Эфир канала ARD: «На первом месте с отрывом — Владимир Зеленский. Это комедийная звезда, причем взошедшая благодаря сериалу, в котором он играет роль украинского президента. И вот именно комик Зеленский теперь баллотируется по-настоящему. Нет, это не шутка. Сумасшедшая история!»

Европейскому зрителю и европейским политикам такой предвыборный расклад трудно постичь: пять лет тернистого пути во взрослую Европу, и вдруг — развилка: кандидат-комедиант во главе воюющей страны без опыта и опоры в парламенте.

Ещё трудней, признается Вильфрид Йигле, консультирующий немецких политиков по Украине, открыть им глаза: возможно, именно Зеленский (или стоящий за ним олигарх Коломойский?) и есть будущий собеседник Трампа, Макрона и Меркель.

Вильфрид Йигле, Немецкое общество внешней политики: «Зеленский сам не распространяет какую-то точную программу. Мы даже не знаем точно, какие у него советники. Они частично неизвестны нам. У него есть только какие-то общие рамки. Он говорит, что будет продолжать европейский вектор украинских реформ, но что это конкретно означает, тоже неизвестно».

Süddeutsche Zeitung: «Опубликованная на четырех страница предвыборная программа Зеленского — это коллекция популизма. Обещается прямая демократия и референдумы, владение каждого украинца с рождения национальными богатствами, свободный выбор вузов для выдающихся выпускников, строительство дорог, как в Западной Европе. Закрытые встречи с дипломатами из США и ключевых стран ЕС произвели на них во многом отрезвляющий эффект. Как сообщает один из их участников, „Зеленский не способен был ответить почти ни на один вопрос‟».

photo-2.jpg

Юлия Тимошенко Фотография:
Sergey Dolzhenko / EPA / TASS

Не меньше вопросов и к репутации Юлии Тимошенко. Здесь помнят ее далекое газовое прошлое. И недавнее: «медицинскую» авантюру с вызволением из украинской тюрьмы при поддержке берлинских врачей. В худшем для нее случае уже в понедельник Тимошенко, возможно, не испугается очередных приключений ради возвращения во власть.

Штеффен Халлинг, эксперт фонда «Наука и политика»: «Вот лишь пример: помимо Юлии Тимошенко в избирательном списке рядом с ней кандидат Юрий Тимошенко. Вероятность перепутать обоих высока. И если в первом туре участь проигравшего определит один-два процента, которые, в свою очередь, получит этот Юрий, то для Тимошенко это станет благодатной возможностью вывести людей на улицы, объявив выборы незаконными».

Защитой от новых майданов, считает политолог Штеффен Халлинг, должны быть прозрачные выборы. Только где они?

Наталия Шапелер, в 2014-2015 гг. — координатор «Вахты Евромайдана» в Берлине: «Это какой-то феномен постмайданного украинца. Потому что не только Европа устала от Украины, а я думаю, и Украина устала от себя самой. <…> Удивляет, что украинское население забывает, за что оно боролось».

Украинку Машу Иссерлис — ее семья уехала в Европу еще в «оранжевую революцию» — события на родине давно не удивляют. Но и черным она их не красит. В ее модной галерее в центре Берлина предпочитают многоцветие. На равных с украинскими тут, вопреки войне, выставляют российских художников и наводят мосты в восточной Европе. Вместо не справившихся политиков.

Маша Иссерлис, куратор галереи Aperto Raum: «Я не пойду на выборы. У меня просто действительно нет времени. <…> Там не присутствует ни одного кандидата, которого мне бы хотелось поддержать всем сердцем».

Как из Москвы, так из Киева в Европу едут сотни тысяч молодых и, возможно, более проевропейских, чем сами европейцы. Шутки про уборщиц и водопроводчиков устарели.

Маша Иссерлис, куратор галереи Aperto Raum: «Конечно же, мне очень приятно наблюдать, когда мои украинские коллеги получают стипендию имени Фулбрайта и едут в Нью-Йорк на два года. И после этого делают проект в Мюнхене. И вот это для меня нормально».

Согласно статистике, Украина Петра Порошенко по оттоку в ЕС давно обогнала Россию Владимира Путина. Для Иссерлис, искусствоведа, востребованного и в Эрмитаже, и в Берлине, граница пролегает не по Донбассу, а по поколениям. Она признается: о старшем, что борется за власть в Киеве, могла бы сказать, как на Болотной: «Вы нас даже не представляете».

Маша Иссерлис, куратор галереи Aperto Raum: «Мне кажется, что это поколение должно прожить, отжить и пустить более молодых, более открытых, более активных людей к власти. Но это не произойдет на этих выборах. Я не ожидаю этого от этих выборов».