Впервые в истории цены фьючерсов на нефть американской марки WTI 20 апреля упали ниже нуля. И в России в очередной раз убедились, что нефть для экономики страны — это всё. По прогнозам главы Центробанка России Эльвиры Набиуллиной, российская нефть Urals к концу года будет стоить $25 за баррель. Еще три месяца назад это казалось нереальным, а теперь нефтяные котировки растут только в ответ на заявления политиков. Недавно Дональд Трамп пригрозил «уничтожать любые иранские военные суда, если они побеспокоят корабли США». Многие восприняли это как попытку загипнотизировать биржевые индексы, но очевидно, что нефть будет дешевой еще долго. Чем это грозит экономике и людям, разбиралась Марианна Минскер.
20 апреля 2020 года навсегда останется в истории как «черный понедельник». Майские фьючерсы на нефть американской марки WTI сначала подешевели до нуля, а потом ушли в минус. Никогда раньше мир не видел нефть по -$40. Это означает, что продавцам нефти пришлось доплачивать покупателям, лишь бы забрали сырье.
Конечно, в минус ушла не цена физической нефти, а привязанный к ней финансовый инструмент — фьючерс на сорт WTI. Это событие стало результатом маловероятного стечения обстоятельств, возможного, как оказалось, только високосной весной 2020 года. На рынок прилетел «черный лебедь» в виде коронавируса и одним взмахом крыльев остановил производства, бизнес и всю мировую экономику. В добавок к этому случился конфликт между Россией и Саудовской Аравией: Москва отказалась снижать добычу нефти, и в итоге сделка с ОПЕК+ провалилась. Словом, звезды сошлись, и спекулянты не смогли этим не воспользоваться, сыграв на «медвежьем рынке».
Фьючерсы на нефть WTI истекали 21 апреля. Это день экспирации, то есть день исполнения нефтяных контрактов. Инвесторам, у которых после этой даты фьючерс остался на руках, пришлось бы принять нефть (и не на бумаге, а физическую) в крупнейшем нефтехранилище мира — в Кушинге, штат Оклахома. А мест нет: хранилища заполнены на 3/4, остальное уже полностью законтрактовано на май. Представьте себе, что вы заходите в вагон поезда, где часть мест занята пассажирами, а часть еще пустая, но сесть на свободные кресла вы не можете, потому что билеты на них уже раскуплены заранее, и не вами, а другими пассажирами, которые скоро появятся.
Вот почему до истечения фьючерсов инвесторы пытались избавиться от них любой ценой, чтобы не остаться с нефтью, которую стало негде хранить. Только так — с большим убытком — владельцы майских контрактов могли выйти из невыполнимой рыночной позиции.
Говорят, что на падении нефти российские частные инвесторы могли потерять до миллиарда рублей из-за того, что Московская биржа оказалась не готова проводить торги по отрицательным ценам. Их просто остановили, когда цена рухнула до $8 за баррель.
Потери подсчитывают и нефтяники. Дональд Трамп уже поручил Минфину продумать меры поддержки американских нефтяных компаний, пострадавших от резкого обвала цен. Правда, эту идею уже раскритиковал предприниматель-миллиардер Илон Маск. Он написал в своем твиттере, что нефтянка не та отрасль, на которую нужно тратить деньги налогоплательщиков.
Not the greatest use of money
— Elon Musk (@elonmusk) April 22, 2020
Эта история с нефтью, похоже, будет иметь продолжение. Bloomberg узнал, что американские и британские власти начали целое расследование по подозрительным сделкам с нефтяными фьючерсами. Выясняют, могли ли нефтетрейдеры заработать миллионы долларов, раньше времени узнав детали сделки с ОПЕК+. Bloomberg не исключает, что заработать на этом могли люди, связанные с Кремлем.
Если предположения Bloomberg верны и кому-то в России удалось заработать на падении нефти, то это очень узкий круг людей. Гораздо больше пострадавших. И главный проигравший от дешевой нефти — это российский бюджет. Теоретически падение цены на нефть на $1 за баррель стоит российскому бюджету около 130 млрд рублей (это почти $2 млрд).
Бюджет на 2020 год балансировался при $50 за баррель Urals. Экономисты «Альфа-банка» подсчитали, что если цены останутся на таком низком уровне хотя бы до середины лета, то бюджет России только за два месяца может недополучить около $11 млрд. А проблемы бюджета в конечном счете означают падение доходов граждан и скорее всего снижение рубля. А значит, российское население станет еще беднее.
Сергей Хестанов, экономист: «Большинство россиян прекрасно представляют, что снижение цен на нефть и, как следствие, дохода в бюджет очень четко трансформируется в снижение благосостояния. И к этому нужно быть морально готовым. 70% бизнесов и примерно такое же количество граждан получают деньги либо напрямую из бюджета, либо от бизнесов, которые от бюджета зависят. Соответственно это вызовет снижение дохода бюджета, снижение расходов и, как следствие, снижение благосостояния граждан. Если взглянуть на ситуацию максимально пессимистично, то нас ждет общее снижение благосостояния примерно в два раза. Но произойдет это не сразу: скорее всего это растянется на срок от года до двух. И это довольно хорошо соответствует снижению доходов от экспорта нефти».
И даже единственная радость от низких цен на нефть — дешевый бензин — россиянам не светит.
Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства Rusenergy: «Раз нефть такая дешевая, почему бензин такой дорогой? Где-то это срабатывает: в Европе бензин подешевел, в Соединенных Штатах очень сильно подешевел бензин. В Росси не подешевел, и думаю, ничего ждать не надо, потому что цена бензина у нас в стране определяется не ценой экспорта нефти, а налоговой политикой нашего государства. С потребителя будут стараться и впредь срубить как можно больше, невзирая на то, что компоненты этой цены становятся меньше».
Несмотря на высокую волатильность котировок, рост нефтяным ценам в ближайшее время не грозит. Более того 30 апреля, в день истечения срока ближайшего фьючерса на Brent, цена по ним тоже может уйти в минус. Один из ветеранов нефтяного рынка Пол Санки не исключает, что мы увидим Brent по -$100.
Может это еще и не конец нефтяной эпохи, но жить при дешевой нефти нам, похоже, предстоит еще долго.