Биньямин Нетаньяху заявил, что результаты военной операции Израиля в секторе Газа станут ясны лишь со временем. По его словам, далеко не все детали операции «Страж стен» известны общественности и противнику. Израильские руководители выступили со специальным заявлением по итогам военного противостояния с группировкой ХАМАС. Министр обороны Бени Ганц подчеркнул, что боевые возможности группировки теперь откинуты на много лет назад. Накануне Израиль утвердил предложение Египта о прекращении огня. Обмен обстрелами прервали без предварительных условий. Подробности — в материале корреспондента RTVI в Израиле Дениса Гольдмана.

Журналисты разбирают завалы своей редакции. Многоэтажку, где находились офисы агентства AP и телеканала «Аль-Джазира», обстреляла израильская авиация. Кадры разрушения крупнейшие западные СМИ показали под заголовком «Израиль напал на журналистов».

Гэри Прюитт, генеральный директор AP: «Мы шокированы тем, что израильские военные выбрали целью и уничтожили здание, в котором располагалось бюро АР и других новостных организаций в секторе Газа. Они прекрасно знали, что бюро находится там, и все равно атаковали это место. К счастью, мы получили предупреждение заранее и успели эвакуировать наших журналистов. Нам чудом удалось избежать гибели людей».

В Израиле это не считают «чудесным спасением». В армии страны утверждают, что операция была тщательно подготовлена и проработана.

Йонатан Конрикус, пресс-секретарь Армии обороны Израиля: «Это здание в своих целях использовали ХАМАС и „Исламский джихад“. Во-первых, там располагался офис военной разведки ХАМАС. Во-вторых, там разрабатывали высокоточное оружие, которое планировали использовать против Израиля. И, в-третьих, на крыше здания располагались спецсредства для создания помех израильским ВВС».

Ваэл аль-Дахдух, глава бюро «Аль-Джазира» в Газе: «У нас есть множество поводов для сомнения в правильности действий Израиля. В их решении разрушить это здание».

Оправдываться за эту атаку пришлось не только военным Израиля, но и официальным лицам за океаном.

здание АР

Здание, где находились офисы агентства AP и телеканала «Аль-Джазира», в момент израильского авиаудара Фотография: Hatem Moussa / AP

Журналист: «Вы сказали, что запросили дополнительную информацию. Вы ее получили? Вы ее видели? Вы сочли ее убедительной?»

Энтони Блинкен, госсекретарь США: «Я еще не получил соответствующей информации. Если будет понятно, что это проверенные данные, которыми можно делиться, я непременно вам сообщу».

Как сообщил израильский новостной портал YNET, в том самом здании в Газе базировались не только журналисты, но и сотрудники разведки ХАМАС. Якобы на крыше были установлены антенны, чтобы создавать помехи израильской навигации. Скептикам на это возразить было нечего, и возмущенная риторика по поводу атаки на медиацентр сошла на нет. Вместо этого в соцсетях появились посты о якобы многочисленных жертвах среди мирного населения от рук Израиля.

В одном из подобных твитов говорилось: «Маленькая Малек умерла от израильских бомб». Хештег — «Газа под огнем». На самом деле девочку зовут Софи, и она из Москвы. У инстаграм-аккаунта ее мамы — десятки тысяч подписчиков. Другой снимок был сделан уже в Газе, но семь лет назад. С тех пор образ этой девочки не раз замечали в контексте трагических событий в Афганистане и Сирии.

Адвокат Даниэль Померанц — репатриант из США. Для борьбы с подобными фейками, которые охотно подхватывает американская пресса, он создал собственную НКО. Его глобальная цель — изменить «антиизраильский» тон англоязычной прессы.

Даниэль Померанц, адвокат, глава НКО Honest Reporting: «Сопротивляясь обвинениям, мы называем себя жертвами и говорим, что постоянно сидим в бомбоубежищах. Этого мало. Нам нужно выйти на другой уровень диалога. Сейчас в мире господствует так называемый „нарратив чуткости“. Согласно ему, все, что происходит, — это результат взаимоотношений жертвы и агрессора. Все агрессоры белые. И израильтяне белые. Не важно, марокканский ты еврей или эфиопский. Ты агрессор. Поэтому нельзя просто взять и назвать себя жертвой».

Даниэль пытается добиться от западных журналистов понимания: нынешняя эскалация — это не конфликт между Израилем и Палестинской автономией. Это противостояние «партии мира» и «партии войны».

Денис Гольдман, RTVI: «Когда ты обращаешься в редакцию, скажем, New York Times, что тебе отвечают?»

Даниэль Померанц, адвокат, глава НКО Honest Reporting: «Иногда они исправляют статью, а иногда оставляют прежний громкий заголовок, но корректируют содержание».

Корректируют содержание и социальные сети. В телеграме заблокировали официальный канал боевого крыла ХАМАС. Формально — «за нарушение правил пользования сервисом». Через ресурс террористы анонсировали «акции возмездия» и отчитывались о военных успехах.

«Телевидение сделало диктатуру невозможной, а демократию невыносимой». Так говорил бывший президент Израиля Шимон Перес. Еще более невыносимой ее сделали социальные сети. Но что меняется, когда демократия начинает воевать? Сейчас в Израиле этот вопрос обсуждают многие. Действительно, в этой войне ХАМАС использует социальные сети и анонимные телеграм-каналы. Израиль же предпочитает традиционные медиа.

Первый промах в информационной войне израильская армия совершила на старте операции «Страж стен». Пространное сообщение о наземном вторжении в Газу повлекло череду событий, финальной стадией которой стала бомбардировка системы подземных туннелей в анклаве. Позже выяснилось, что план не оправдал ожиданий: количество жертв среди террористов оказалось небольшим. Но обвинения в том, что ЦАХАЛ дезинформировал авторитетные западные издания, уже прозвучали. В ответ армейская пресс-служба заявила, что «не использует психологическую войну или обман в боевых целях». Израильская пресса, в свою очередь, гордо наблюдала за происходящим со стороны.

зданиие АР2

Фотография: Hatem Moussa / AP

Владимир Бейдер, журналист: «Пресс-секретарь армии сообщает только то, что он хочет, чтобы СМИ сообщили. Так поняли — так поняли. Ничего. На утро пришло опровержение, а ребята зашли в туннели, где им предстояло погибнуть. И слава Богу».

Имидж израильской армии в мире ревностно охраняют. За 37 лет службы генерал-майор запаса Яир Голан прошел много войн Израиля солдатом и офицером. Сейчас он один из самых ярких политиков в стране. Горячий критик действующей власти, он сохраняет верность армии: цель операции оправдывает средства. Главное — не трогать гражданских и не давать повода усомниться в работе пресс-службы.

Яир Голан, генерал-майор запаса, депутат Кнессета: «Каждый, кто освещает боевые действия, хорошо знает, что запрещено вводить журналистов в заблуждение. Если это было сделано по случайности, то такого рода ошибки на войне бывают. Но если это было сделано намеренно, то тот, кто стоит за этим, принял неверное решение. Надежность пресс-службы Армии обороны Израиля — это ее главная ценность. Каждый журналист в мире должен знать: слово пресс-секретаря армии достоверно на 100%. Это доверие терять нельзя!»

Веру в свои публичные заявления стремятся поддержать обе противоборствующие стороны. За полторы недели эскалации ХАМАС внушил израильтянам: даже если угроза ракетного обстрела звучит анонимно и через мессенджер — ее стоит опасаться. В свою очередь Израилю удается поддерживать репутацию решительного и интеллигентного «борца с террором». Как результат — накануне в знак солидарности в Иерусалим прибыли главы внешнеполитических ведомств Германии, Чехии и Словакии.