Германия закончила праздновать 30-летие падения Берлинской стены и перешла к обсуждению будущего своей политической системы. Две правящие партии, на которых она держалась десятилетиями, переживают затяжной кризис. Социал-демократы скоро будут выбирать новое «антикризисное» руководство, а члены ХДС — партии Ангелы Меркель — спорят о том, как вернуть половину разбежавшихся от нее избирателей. Наконец партия провела решающий съезд в Лейпциге. На нем побывал корреспондент RTVI Константин Гольденцвайг.
То, что ветер перемен в стране подул вовсю, на этой неделе стало заметно по берлинской штаб-квартире все еще главной в Германии партии. С фасада здания Христианско-демократического союза (Christlich Demokratische Union Deutschlands), сокращенно — ХДС, вдруг отлетела первая буква. Та, что про «христианство». Пропажу обнаружили в Лейпциге, у входа на партийный съезд.
Активист в костюме немецкой буквы C: «Я та самая буква, которую, к сожалению, вышвырнули из названия партии. В ней ко мне больше никто не относится серьезно. И вот вчера я отвалилась, потому что никто меня в этом ХДС не воспринимает всерьез».
За дерзким перформансом стоит Greenpeace, который обвиняет вроде бы христианскую партию власти в лицемерной политике по защите климата. О нем тут, мол, лишь говорят и ничего не делают. Но те же обвинения доносятся до Лейпцига и из-за миграционной, оборонной и пенсионной политики партии Меркель, и из-за курса по отношению к России.
За что именно выступает партия, которая уже 14 лет находится во власти, многим неясно внутри нее самой. Что уж об избирателях! Рейтинг силы, претендующей на общенародную, рухнул до исторических 20% с небольшим. Посреди кризиса партия организовала встречу.
До последнего момента в немецкой прессе разрастались спекуляции, будто на этом съезде ХДС дело дойдет до путча. Но вот начало: Ангела Меркель на сцене, и все спокойно. О недовольстве части зала можно судить лишь по косвенным признакам. В ответ на то, что говорят с трибуны, здесь, на местах, аплодируют нечасто.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр, председатель ХДС: «Но ведь эти 14 лет правления Ангелы Меркель подарили Германии самую долгую фазу экономического процветания в истории нашей же партии! И когда кто-то встает здесь и заявляет: „Нет уж, все было сделано плохо и не так, как надо“, — для меня это непостижимо. Ведь вам же самим участвовать в предвыборных кампаниях! Как можно, с одной стороны, говорить гражданам, что мы все делали не так, а с другой — убеждать их, что теперь-то мы все сделаем правильно?»
Официально уже год как преемница Меркель Аннегрет Крамп-Карренбауэр все это время лишь отдалялась от кресла канцлера. Эта боевая речь обращена ко многим в зале: рейтинг одобрения новой главы — на минимуме, до начала предвыборной гонки остался год, а на горизонте замаячил возможный уход Крамп-Карренбауэр. Ее предшественница, которая все больше отходит от дел, лишь молчаливо наблюдает за назревающим мятежом.
Аннегрет Крамп-Карренбауэр, председатель ХДС: «Я хочу вам прямо сейчас и открыто сказать: если та Германия, какой ее хочу увидеть я, — не ваша Германия, если тот путь, который я вам предлагаю со мной пройти, — это не ваш путь, то давайте это сегодня обсудим и сегодня же закончим. Здесь и сейчас!»
За 2019 год Меркель 2.0, как ее называли несогласные, успела обрушить на себя гнев многих: немецкой молодежи, когда в ответ на жесткую критику партии власти среди юных блогеров поставила под вопрос свободу слова в социальных сетях; сексуальных меньшинств, когда на карнавальном шоу выдавала туалетные шутки на гендерную тематику. Наконец, не желающее воевать подавляющее большинство немцев, когда предложила отправить в Сирию контингент Бундесвера.
Альбрехт фон Люке, политолог (Blätter für deutsche und internationale Politik): «Недовольство витает в воздухе. Просто ни одному из потенциальных соперников Крамп-Карренбауэр этот день не кажется своевременным для начала борьбы за власть. Ключевой из них, Фридрих Мерц, хорошо понимает, что если сейчас он попытается ее свергнуть, то раскол в партии вменят ему в вину. Так что пока не в его интересах устраивать на этом съезде большой скандал».
Миллионер от бизнеса и политик с корнями в консервативной домеркелевской эпохе Фридрих Мерц — соперник Крамп-Карренбауэр в борьбе за партийную власть в прошлом году и, скорее всего, в наступающем. Пока он лишь прощупывает почву, то заверяя коллег в лояльности, то яро критикуя правительство Меркель.
Но и у Мерца в этом зале нет большинства. Большинства вообще нет, как и свежих лиц в верхушке правящей партии. В преддверии конца эпохи Меркель ХДС, что выходит из спячки, одолевают сомнения и споры, а вчерашних сторонников умеренного курса — полярные настроения.
Николай Хауфлер, делегат съезда ХДС: «Мы знаем, что потеряли большое количество избирателей в сторону „Зеленых“ и „Альтернативы для Германии“. Просто потому, что сейчас в глобальном мире эти две идеологии: одна националистическая и закрытая, а другая суперпрогрессивная, даже агрессивная в своей прогрессивности, — привлекают все больше сторонников. И мы пытаемся держать какое-то равновесие, но на это спроса все меньше и меньше. Все больше спроса на громкие требования, на максимальные требования».
Константин Гольденцвайг, RTVI: «Вы видите опасность в том, что страна вот так разъезжается в разные стороны?»
Николай Хауфлер, делегат съезда ХДС: «Опасность огромная. Это говорит и президент страны, и наш председатель. Мы все это видим и в кругу друзей, знакомых. Все больше и больше такое настроение, что если ты не за, то ты против».
У партнеров ХДС по правящей коалиции, социал-демократов, после стольких лет в одной упряжке с Меркель дела еще хуже. У старейшей европейской партии нет ни новых лиц, ни различимой программы, ни гарантий вообще остаться хотя бы заметной силой на политической карте страны.
Германн Бинкерт, социологический институт INSA: «Мы видим, что люди больше просто не понимают, в чем разница, если я проголосую за христианских или за социал-демократов. Обеим партиям эта бесконечная правительственная коалиция только навредила. В будущем их пути должны как можно скорее разойтись».
Итоги свежего опроса от социологов: лишь четверть немцев доверяет работе своего правительства. А на востоке страны, где экономически (парадокс!) дела идут превосходно, недоверие переросло в ропот. До 25% местных избирателей в уходящем году голосовало за ультраправую «Альтернативу для Германии».
Решение Меркель впустить беженцев уже в далеком прошлом, но даже здесь, на съезде христианских демократов, споры не утихают. Единственный русскоязычный депутат ХДС в Бундестаге Генрих Цертик погасить их среди российских немцев не смог, как и многие, потеряв место в парламенте.
Генрих Цертик, депутат Бундестага от партии ХДС (2013-2017): «Вы знаете, что многие переселенцы, которые находятся в своих молитвенных домах, конечно, им это особенно не нравится».
Константин Гольденцвайг, RTVI: «А что, разве какая-то война с христианством идет?»
Генрих Цертик, депутат Бундестага от партии ХДС (2013-2017): «Нет, война с христианством не идет. Боязнь того, что идет исламизация Германии, влияние на христианство в Германии».
Для его избирателей это и есть патриотизм, а для многих однопартийцев — «пещерные взгляды». И снова никакого единства. Для ключевой страны Евросоюза все это совсем не похоже на прежние годы стабильности. Зато похоже на настоящую, а не ручную демократию.