Суд арестовал пятерых сотрудников колонии в Ярославской области, которых подозревают в пытках заключенного. Об этом инциденте и том, как он расследуется, уже говорили на заседании Комитета против пыток ООН, где выступал с докладом представитель Москвы. Все подробности дела собрал корреспондент RTVI Роман Перл.

Пятеро сотрудников ИК-1 арестованы на два месяца, еще один из-за болезни только задержан — таков результат многочасового заседания Заволжского районного суда Ярославля. Следствие обещает добраться и до других, попавших на видеозапись. Один из ФСИНовцев, Максим Яблоков, решил дать подробные показания.

Максим Яблоков (цитата из явки с повинной): «Я, Яблоков Максим Дмитриевич, находясь на службе в ИК1, вместе с другими сотрудниками незаконно нанес побои Макарову. В содеянном раскаиваюсь, желаю дать подробные показания по поводу случившегося. Мне известны все обстоятельства случившегося и лица, участвовавшие. Желаю заключить судебное соглашение».

Защитник Яблокова Сергей Соколов надеется, что явка с повинной и сотрудничество со следствием повлияют на итоговый приговор. Впрочем, адвокат надеялся и на домашний арест, но суд перевел подзащитного в СИЗО.

Сергей Соколов, адвокат Максима Яблокова: «Хотелось бы, чтобы по этому делу, сложному делу, разум и желание объективно расследовать и установить все факты преобладало бы над желанием устроить показательный процесс. Этого не хотелось бы».

Один из сотрудников ярославской колонии, Игорь Богданов, на видео, опубликованном «Новой Газетой», не появляется. Его арестовали как раз по показаниям Яблокова. Защитник Богданова утверждает, что этих показаний для ареста недостаточно, а применение силы вообще не противоречит должностным обязанностям. Адвокат другого ФСИНовца, Алексея Бровкина, выбрал другую тактику: он решил скомпрометировать саму видеозапись, которую журналистам передали представители фонда «Общественный вердикт».

Василий Ковалев, адвокат Алексея Бровкина: «Я зашел на сайт «Общественного вердикта» и посмотрел его партнеров. Я по списку всех не помню, но среди них фонд Макартуров, региональная организация «Открытая Россия», нежелательная в России, норвежско-финский комитет и даже королевство Нидерландов в лице МИД».

На заседание суда пришел и бывший заключенный ИК-1 Руслан Вахапов. Над ним в колонии тоже издевались не раз. Журналистам Вахапов заявил, что, «захотел посмотреть в глаза ублюдкам». Но одного из арестованных — Сергея Драчева — он решил защитить.

Руслан Вахапов, бывший заключенный ИК-1: «Я реально против того, что его взяли под стражу и вообще обвинили. Да, он присутствовал, да, он есть на видео, попал крупным планом, но, зная этого человека, я готов дать руку на отсечение, что он не бил сам лично. И в подобных мероприятиях ранее и после того не участвовал».

Правозащитники и члены общественных наблюдательных комиссий утверждают, что применение пыток в российских колониях и тюрьмах — норма (в плохом смысле). Но есть мнение, что ситуация ухудшается. Экс-полковник управления собственной безопасности ФСИН Сергей Хлопенов был удивлен, что силовые структуры отреагировали лишь после скандала в СМИ. Он считает, что справиться с ситуацией должны были еще год назад, когда произошел инцидент.

Сергей Хлопенов, экс-полковник Управления собственной безопасности ФСИН: «Если раньше это узнавали от оперативных сотрудников, и принимались меры, то теперь это попадает сначала в прессу. Либо подразделения не хотят это выявлять, либо настолько непрофессиональные сотрудники, что у них нет такой информации. Третий вариант — это укрывается».

Сергей Хлопенов: «Удивляет, что сейчас ФСИН узнаёт об этом из прессы»

Поучительной могла бы стать похожая ситуация в Грузии. Партия Михаила Саакашвили в 2012 году проиграла на выборах во многом из-за скандала с пытками. Тогда было опубликовано видео с издевательствами над заключенными в тюрьмах. И команде премьера Иванишвили пришлось проводить реформу пенитенциарной системы.

Гиа Нодиа, председатель Кавказского института мира, демократии и развития: «Этот шок оказался очень важным сигналом для нового правительства. И для него является приоритетом не допустить повторения подобного. Потому что предыдущее правительство поплатилось своей властью».

Как пытки в тюрьмах спровоцировали смену правительства в Грузии

В Женеве прошло заседание Комитета против пыток ООН. Его глава Йенс Модвиг потребовал от российской делегации объяснить, что случилось в ИК-1 Ярославля, и как это вообще могло произойти. Ответов от представителей России ждут уже 26 июля.