Боевые действия на Украине превратились в полигон для испытаний современного российского и западного оружия. Сегодня каждая оружейная школа получает ответ на вопрос, «чьи разработки лучше». Это касается, в том числе, и снайперских комплексов. RTVI поговорил об их особенностях с бывшим снайпером подразделения специального назначения и главным инженером по производству снайперских винтовок компании Lobaev Arms Юрием Синичкиным.

Следует отметить, что речь идет именно о «комплексах». Поскольку голая «винтовка» какой бы навороченной и современной не была, ничего из себя не представляет без качественной оптики с тепловизором для работы ночью, а также опытного стрелка и наводчика.

Юрий Синичкин поделился опытом, собранным в боях за последние девять лет, поскольку в «горячую» и «полномасштабную» фазу конфликт вылился лишь год назад, а боевые действия и снайперские дуэли длились в Донбассе с 2014 года.

Bernat Armangue / AP

«На „той стороне“ полный арсенал натовских снайперских винтовок и боеприпасов. Противник вооружен американскими Barrett M82 в калибре 50 BMG, британскими Accuracy International, финскими Sako и т.д. Даже пару раз встречали в боях австрийские винтовки Steyr IWS 2000 с гиперзвуковыми пулями с оперением на конце. Говоря простым языком, у врага полный арсенал из всего, что может предложить западная оружейная школа», — рассказывает Синичкин.

По его словам, Запад не жалеет средств и боеприпасов для украинской армии. На вооружении противника есть полный арсенал патронов из бронебойных, трассирующих, бронебойно зажигательных, высокоточных и других боеприпасов. Каждый из них заточен под определенную задачу: от уничтожения высшего офицерского состава до ликвидации легкой бронетехники на сверхдальних дистанциях.

Как отметил Синичкин, боевые действия на Украине вывели снайпинг на новый уровень. Если ранее во время боевых действий в Афганистане, Чечне, Грузии и так далее, «стандартной» рабочей снайперской дистанцией считалось расстояние в 800 метров, то теперь высокоточные стрелки начинают работать минимум с 1,5 километра.

«Сейчас в ходу крупные высокоточные калибры для стрельбы на дистанции в два — два с половиной километра. Это винтовки под боеприпасы .375 и .408 CheyTac. Само собой, это все натовские калибры, но мы в России их уже адаптировали для наших винтовок и тоже их производим», — говорит инженер.

По словам Синичкина, на вооружении российских бойцов находятся модифицированные версии советской СВД, а также современные крупнокалиберные винтовки АСВК под патрон 12,7 мм для уничтожения легкобронированной техники и высокоточные винтовки производства российских частных оружейных компаний ORSIS, Lobaev Arms и Bespoke Guns.

СВД, или снайперская винтовка Драгунова — всемирно известная винтовка Советской армии. Ее создали в 1963 году под боеприпасы конца XIX века 7,62х54 мм. СВД является оружием «марксмана», или же пехотинца-снайпера. Оно подходит для уничтожения противника на дистанциях до 800 метров (при условии хороших стрелковых навыков у пользователя), а далее уже теряет свои убойные характеристики. То есть, даже бронебойным боеприпасом уничтожить противника на дистанции в километр из СВД будет практически невозможно.

Поэтому на этих расстояния снайперы используют винтовки под натовские в калибрах .338 Lapua Magnum и вышеуказанных .375 и .408 CheyTac, а также .50 BMG. Это оружие производят всего несколько частных оружейных компаний в России.

У каждой из таких винтовок есть свои сильные стороны, и до февраля 2022 года их производители были конкурентами за снабжение контртеррористических подразделений ФСБ и МВД, снайперов ФСО, а также частных лиц, которые любят пострелять на полигоне.

Сегодня уже неважно, чья винтовка стреляет на полмиллиметра точнее с расстояния в два километра. Каждая из этих компаний сейчас работает, чтобы снабдить российских солдат оружием, которое способно конкурировать с дорогостоящими снайперскими винтовками НАТО.

Дмитрий Серебряков / ТАСС

Синичкин рассказал, что год назад только один их завод под Тарусой продавал всего 5-6 винтовок в месяц, если у них не было контракта на поставку оружия для силовых структур. Сейчас же они производят в 12 раз больше ежемесячно. Работают в три смены без выходных ночью и днем. При поддержке спонсоров смогли купить дорогие западные станки для производства дополнительных винтовок.

В целом за минувший год производство снайперских винтовок, оптики и боеприпасов к ним выросло в России в 12 раз и продолжает увеличиваться. Однако снайперы говорят, что этого все равно недостаточно. Синичкин отметил, что протяженность линии фронта составляет почти 800 километров. Есть отдельные участки, где противник работает «нагло и безнаказанно», поскольку российским бойцам не хватает сверхдальнобойных снайперских винтовок.

«Вражеские стрелки всегда прощупывают местность. Они получают информацию с дронов о наших позициях и отправляют в район снайперскую группу, которая отрабатывает по заданным целям. Под „прощупывают почву“ подразумевается, что они делают выстрел, уничтожают цель, и если по ним в течение пары минут не ведется контрснайперский огонь, или же обстрел артиллерией, или на худой конец из минометов, то они могут остаться на позиции и уничтожить еще несколько человек за день», — объясняет Синичкин.

Вова Жабриков / URA.RU / TASS

По словам Синичкина, в бою у снайпера после выстрела есть максимум четыре минуты, чтобы уйти с позиции и не попасть под ответный огонь минометов, артиллерии и контрснайперов. За это время стрелок должен убраться хотя бы на несколько сотен метров, чтобы не попасть под обстрел, а по-хорошему, не меньше чем на 500.

«Если после отхода диверсанта по его позиции ничего „не прилетело“, то он понимает что у противника скудное вооружение, нет контрснайпера, и он может вернуться на точку и наводить дальше шорох на позициях», — говорит Синичкин.

В ближайшие месяцы станет понятно, как дальше будут развиваться боевые действия на Украине. На протяжении зимы Киев собирал «бронированный кулак» и готовился к масштабному контрнаступлению с новейшей техникой НАТО, а российские войска укрепляли оборону. Подробнее о том, на каких участках фронта могут ожидаться самые ожесточенные бои, RTVI разбирался в этом материале.

Николай Сафонов